18 августа 2015

Председатель СЖР Всеволод Богданов о будущем СМИ, роли Сибири и спотыканиях об олигархов

«Россия — это остров Русский»

Принято считать, что богатства, которыми обладает Сибирь, — природные: леса, поля, просторы, нефть, газ, золото. Нет, наверное, такого нужного человеку предмета, которого бы здесь не было. Есть стереотип: придем в Сибирь, возьмем, что нужно, продадим и будем жить дальше. Я считаю, этот подход ошибочен. Богатства надо беречь для будущих поколений. С другой стороны, их нужно рационально использовать, чтобы жизнь становилась уютнее, интереснее. Для меня, например, Сибирь — территория надежд на то, что придет время, когда мы станем жить по-другому, здесь будут великолепные города, высокий уровень жизни.

Когда союз начинал работу в Сибири, мы много раз посещали Тюмень, Ханты-Мансийск. Приезжала большая группа иностранных журналистов. Они поразились высокому уровню жизни. В Тюмени нет улиц, есть кварталы. Где ты живешь? В квартале Рафаэля. Жители мне говорили: "От нас никто не уезжает, как раньше. Нам тут нравится. Мы построили здесь другую жизнь". В Тюмени обособились от гонки за материальным благополучием. А в Ханты-Мансийске, который тоже традиционно относился к местам временного проживания, вдруг появились центр талантливых детей, картинная галерея, самый крупный лыжный стадион. Губернатор мне тогда сказал: "Для нас самое главное — построить такую жизнь, которой человек достоин, чтобы он себя уважал". Сегодня, к сожалению, редко реализуется подход, связанный с обустройством жизни в Сибири.

У меня есть теория о России. Вы знаете, во Владивостоке построили федеральный университет на острове Русский. Это, конечно, выдающаяся стройка. Остров Русский воодушевляет, вдохновляет. В университете — суперпрогрессивные формы обучения, со всего мира съезжаются студенты. Мне в голову пришло сравнение, что вся Россия — это остров Русский, на котором живут люди разных национальностей, религий. Вероятно, благодаря общему языку и факторам, связанным с природными богатствами, родилось государство, история, культурное наследие. Важно, чтобы мы во всем этом гигантском опыте черпали самое полезное.

«СМИ очень виноваты перед обществом»

Задача СМИ — пробудить общество. Сегодня мы очень виноваты перед ним, потому что не находим новые идеи развития, не доводим их до людей. Нужно помочь власти, даже заставить ее строить «остров Русский» в его совершенном виде. Журналист Михаил Леонтьев, который сейчас работает в «Роснефти» вице-президентом, выпустил толстый том, на страницах которого выступает много известнейших ученых, промышленников, экономистов. И они ведут разговор о разных путях развития: об инновациях, о строительстве, о том, что можно создать, где найти деньги. Я обалдел от того, сколько здравых идей. Где же они в реализации? Мне кажется, великолепная мысль — эти темы развивать.

Вторая тема для СМИ — судьба человека. Взять тех же олигархов. Это люди, которые в советское время смогли переступить через какие-то привычные нормы жизни. Те, кто изображал из себя что-то достойное и порядочное, остались не у дел. А они начали строить свою жизнь. Но строить-то можно по-разному. Мы же, споткнувшись об истории Березовского, Ходорковского, ушли от других сюжетов, показывающих, что есть и иные пути создания своей судьбы.

Однажды ко мне пришла девушка, принесла фильм, который не хотели брать на центральных каналах. Это была картина про женщину, которая строила БАМ, была комсоргом. Ее карьера стремительно развивалась, она докладывала на съезде партии дорогому Леониду Ильичу Брежневу, ее мужем стал известный кинорежиссер. А потом все рухнуло, муж ушел. Она решила покончить жизнь самоубийством. Пришли ее приятели по БАМу и пригласили жить в Сибирь. Она поехала. И стали они строить новую жизнь: рубить лес, ставить избы — и построили великолепный поселок. К ним стали съезжаться люди. Построили театр, школу. Она стала в этом поселке руководителем не избранным, но признанным. А завершается фильм тем, что в местном театре девушка танцует фламенко. Она — дочь героини. И она говорит: «Я окончила в Москве институт, я знаю четыре языка. Я чемпионка мира по фламенко. Но я больше не хочу жить в Москве, я хочу жить здесь». Это история, как можно строить жизнь, надеясь только на себя. В той же Тюмени тоже многое зависело от таких людей. От того же Собянина. Кто такой Собянин? Сын местного охотника. Но он сам построил свою жизнь. Сибирь, мне думается, это некий кладезь богатств, тайников.

Много примеров в Азии. Я, например, очень люблю приезжать в Малайзию. Там нет пробок, потому что дороги построены этажами. Нет безработных. Дети — это культ. Строгие законы: пять грамм гашиша — и тебя повесят. Они зарабатывают на своих пальмовых рощах, делают пальмовое масло, а мы потом из него в России производим сливочное масло. Нам этого всего придумывать не надо, у нас и так в Сибири всего много.

Я с восторгом сегодня путешествовал по Барнаулу. Конечно, это не суперсовременный европейский город, но он смог сохранить в себе старое, традиционное — небольшие здания, которые прекрасно выглядят. Это вызывает какое-то щемящее чувство. Я подумал, что здесь можно хорошо жить и быть в этой архитектуре, в этих улицах счастливым человеком. Мы сегодня заходили в аптеку-музей, его организаторы хотят сделать целый парк, где будут собраны все ваши природные богатства, направленные на защиту здоровья и красоты человека. Я подумал, что это большой шанс для кого-то. И таких проектов можно найти много.

Чтобы проникнуть в общественное сознание, надо никогда не предавать. Я очень люблю историю Иисуса Христа. Тогда тоже были города, храмы, проповедники, исповедники — все, как у нас сегодня. Почему, когда появился Иисус, все пошли за ним? Потому что он говорил о тех вещах, которые нельзя никогда предать: любовь, вера, поиск истины. Любая история, с ним связанная, направлена на это. И в журналистике сегодня этого не хватает: чтобы люди читали и верили в то, что написано. Чтобы они сказали: я тоже так хочу, я хочу это повторить.

Сегодня удачной считается жизнь, когда человек получил образование, уехал в Европу или Штаты и сделал карьеру. Но как сделать, чтобы люди ощущали поддержку здесь? Чтобы молодой человек, вступающий в жизнь, имел амбиции и возможность их реализовать? Вот таких материалов у нас в газетах не хватает — и в сибирских, и в федеральных. Многие наши издания сегодня — это плохое подражание партийной советской прессе. Плохое в том плане, что тогда она была хотя бы действенной: даже маленькая критика вызывала вмешательство бюро обкома, горкома и т. д. Сегодня редко кто вмешивается. А таких материалов, которые бы строили человека, воспитывали его, заставляли задумываться, почти нет.