MAXI МАКС
Интервью с Главредом «Катунь 24» Максимом Милосердовым
Сегодня Максим Милосердов, главный продюсер и главный редактор в телекомпании Катунь 24. Работает там с 2015 года. Первое высшее образование – преподаватель иностранных языков, переводчик; второе – психолог. Учился в Барнаульском педуниверситете. С 2000 года работал журналистом в ГТРК «Алтай», где стал известен благодаря телепроекту «Zona_интернет»; затем вел программы о работе органов власти, а также снял несколько сезонов проектов на криминальные темы. Тренер по публичным выступлениям, автор стихов, фантастических и публицистических произведений, победитель международных фестивалей документального кино активно делится опытом в качестве эксперта на мастер-классах и семинарах.
В работе и жизни Максим Витальевич максималист и перфикционист. Цитаты для этого материала я взяла из нескольких бесед и обсуждений новостных выпусков. Убеждения Максима Милосердова в том, какими должны быть новостные программы в эфире, показались мне интересными и поучительными. Они применимы во всех сферах журналистской работы.
Слово
- Каждое слово в тексте должно формировать какой-то образ, однозначно визуализируемый. Если я сказал: «морковка», я вижу морковку. Если я сказал фрукт, или овощ – я ничего не вижу. Потому что кто-то представит яблоко, кто-то банан, кто-то огурец. А слово должно создавать образ в голове слушателя.
Фраза
- Каждая фраза, которую я произношу, должна иметь смысл и цель, или эта фраза не должна быть произнесена. «Беня Крик говорил редко, но смачно». Так и журналист.
- Если используешь числа – покажи их масштаб. Три волосинки это много или мало? А в супе? А на голове? Так и в журналистике. К любой цифре надо подходить, помня про три волосинки.
- Каждая цифра в новости должна быть оправдана сутью сообщения. Новость это не статотчет. Числа – это всего лишь дополнение к сути новости. И давая цифры, журналист понимает, зачем он их называет.
- Если диктору трудно с разбега прочитать текст, значит, надо текст исправить, сделать его легким.
- Каждая фраза должна быть осмысленна. Я должен понимать, что я говорю и зачем я это делаю. У автора всегда есть цель: призвать к действию, пригласить, предостеречь. Иногда я хочу показать суперценность некоего события. И я говорю, что какое-то завтрашнее мероприятие посетит губернатор края. Этим я показываю, что мероприятие статусное, ведь сам губернатор приедет. Или другой пример: я сообщаю зрителям, что в 12 часов в парк будет свободный вход, а посетителей ожидает яркая программа. Я говорю это, чтобы призвать зрителя к действию: приходите, будет интересно. Вот моя цель. А если у меня нет цели, то разве меня кто-то вообще будет слушать?
Новость
- Как понять, что перед тобой новость? Критерий отбора очень простой: ответь на вопрос, почему сообщение должно выйти в эфир именно сегодня, а не завтра, не через неделю, не месяц и не через год. Если у тебя есть ответ на этот вопрос, значит, ты имеешь дело с новостью. Это НОВАЯ информация. Новость – это то, что может выйти в эфир только сейчас и именно сейчас. Если о чем-то можно рассказать в другой раз, значит, это не новость, а что-то еще. Ну, например, статья для энциклопедии или буклета.
- Что такое новость? Это логика, на которую нанизаны факты. Необходима логика в повествовании. Второе предложение вытекает из первого и втягивает меня в интересный факт, тот помогает раскрыть суть события и поддерживает это яркой эмоцией. Новость – это «фишка», расшифровка «фишки» и дополнения к «фишке». А лишние факты, которые не помогают в этом процессе, не нужны.
- В первом же предложении должна быть «фишка», вызывающая удивление и интерес для того, чтобы задержать внимание зрителя, потом уже идет привязка к новости и обоснование факта цифрой. Это структура. Чтобы создать новость, мы должны ответить на вопрос: А чем я удивлять-то буду? Каждая новость делается для того, чтобы удивить и заинтересовать.
Мы, когда общаемся в жизни, иногда просто жалуемся на то, что случилось. Мы так ищем поддержку. Иногда мы рассказываем анекдот, чтобы посмеяться; иногда просим совета; но чаще всего мы рассказываем о чем-то, что удивило нас и может заинтересовать собеседника: «О, я сегодня шел по улице и видел трехголовую собаку зеленого цвета". Удивило? Точно так же и новости работают. Чем я буду удивлять? Но удивляю я не просто так, а чтобы напомнить о чем-то. Зачем я тебе рассказал про трехголовую зеленую собаку? А, чтобы напомнить, что просил тебя купить зеленую краску, а ты забыл это сделать. Так и в новостях. Зачем мы рассказываем о событии: чтобы удивить, напомнить и направить.
- Ответь на вопрос: Что должно меня удивить в первом услышанном предложении и заставить послушать второе, почему я не переключу канал? Если удастся составить такой текст, то в него ты уже сможешь спрятать любую горькую пилюлю скучных фактов.
Зрителям не нужны просто факты – они хотят отдыхать и развлекаться. Новости идут фоном, и факты в памяти надолго не останутся. А вот что останется - это впечатление, эмоциональный фон. Журналист может сделать так, что зритель подумает: "А ведь в Алтайском крае не все так уж плохо, вот и правительство поддержало хорошую идею – видимо, у нас не такое плохое правительство". Или наоборот подать новость так, что зритель скажет: "У нас все плохо, все бессмысленно, зачем вообще жить". Журналист несет ответственность за то, что дает своей аудитории ориентиры. Если журналист аморален, он на пустом месте может зрителя запугать и до депрессии довести.
Выпуск
- Новостной выпуск делается не для того, чтобы заполнить эфирное время, а для того, чтобы передать людям интересную информацию, которая создаст картину дня. Если мы не знаем, чем какое-то событие заинтересует зрителя, то оно недостойно быть в выпуске. А перечисление фактов - это ни разу не создание новостей.
- Если о чем-то рассказываешь, то всегда должен быть краткий вывод, итог. Если не делать вывод при публичном выступлении, это сделает твоя аудитория. И тогда этот вывод может быть каким угодно, в том числе, и прямо противоположным тому, о чем ты хотел рассказать.
- Для начала ответь себе на вопрос: почему я должен тратить время своей жизни на то, чтобы слушать эту информацию. Почему я должен ЭТО смотреть и слушать, если могу посмотреть телесериал на Netflix или послушать музыку ВКонтакте за это же время? Почему? Потому, что новость - это то, что мне полезно!
Телевидение сейчас конкурирует с огромным количеством источников информации. Человек пресыщен этим потоком. Я могу не смотреть телевизор, не слушать радио и не читать газет, но все равно я буду знать все основные события. Открыл соцсеть, поговорил с приятелем, услышал случайную фразу на улице – все равно, так ли иначе, основные события о себе сообщат. И человек вынужден становиться избирательным, он пытается защититься от информационного мусора. Соответственно все, что не полезно, или, по крайней мере, не интересно, отсекается. Сделать новость полезной и интересной – вот задача журналиста и редактора.
Подготовила
Любовь Некрасова
В работе и жизни Максим Витальевич максималист и перфикционист. Цитаты для этого материала я взяла из нескольких бесед и обсуждений новостных выпусков. Убеждения Максима Милосердова в том, какими должны быть новостные программы в эфире, показались мне интересными и поучительными. Они применимы во всех сферах журналистской работы.
Слово
- Каждое слово в тексте должно формировать какой-то образ, однозначно визуализируемый. Если я сказал: «морковка», я вижу морковку. Если я сказал фрукт, или овощ – я ничего не вижу. Потому что кто-то представит яблоко, кто-то банан, кто-то огурец. А слово должно создавать образ в голове слушателя.
Фраза
- Каждая фраза, которую я произношу, должна иметь смысл и цель, или эта фраза не должна быть произнесена. «Беня Крик говорил редко, но смачно». Так и журналист.
- Если используешь числа – покажи их масштаб. Три волосинки это много или мало? А в супе? А на голове? Так и в журналистике. К любой цифре надо подходить, помня про три волосинки.
- Каждая цифра в новости должна быть оправдана сутью сообщения. Новость это не статотчет. Числа – это всего лишь дополнение к сути новости. И давая цифры, журналист понимает, зачем он их называет.
- Если диктору трудно с разбега прочитать текст, значит, надо текст исправить, сделать его легким.
- Каждая фраза должна быть осмысленна. Я должен понимать, что я говорю и зачем я это делаю. У автора всегда есть цель: призвать к действию, пригласить, предостеречь. Иногда я хочу показать суперценность некоего события. И я говорю, что какое-то завтрашнее мероприятие посетит губернатор края. Этим я показываю, что мероприятие статусное, ведь сам губернатор приедет. Или другой пример: я сообщаю зрителям, что в 12 часов в парк будет свободный вход, а посетителей ожидает яркая программа. Я говорю это, чтобы призвать зрителя к действию: приходите, будет интересно. Вот моя цель. А если у меня нет цели, то разве меня кто-то вообще будет слушать?
Новость
- Как понять, что перед тобой новость? Критерий отбора очень простой: ответь на вопрос, почему сообщение должно выйти в эфир именно сегодня, а не завтра, не через неделю, не месяц и не через год. Если у тебя есть ответ на этот вопрос, значит, ты имеешь дело с новостью. Это НОВАЯ информация. Новость – это то, что может выйти в эфир только сейчас и именно сейчас. Если о чем-то можно рассказать в другой раз, значит, это не новость, а что-то еще. Ну, например, статья для энциклопедии или буклета.
- Что такое новость? Это логика, на которую нанизаны факты. Необходима логика в повествовании. Второе предложение вытекает из первого и втягивает меня в интересный факт, тот помогает раскрыть суть события и поддерживает это яркой эмоцией. Новость – это «фишка», расшифровка «фишки» и дополнения к «фишке». А лишние факты, которые не помогают в этом процессе, не нужны.
- В первом же предложении должна быть «фишка», вызывающая удивление и интерес для того, чтобы задержать внимание зрителя, потом уже идет привязка к новости и обоснование факта цифрой. Это структура. Чтобы создать новость, мы должны ответить на вопрос: А чем я удивлять-то буду? Каждая новость делается для того, чтобы удивить и заинтересовать.
Мы, когда общаемся в жизни, иногда просто жалуемся на то, что случилось. Мы так ищем поддержку. Иногда мы рассказываем анекдот, чтобы посмеяться; иногда просим совета; но чаще всего мы рассказываем о чем-то, что удивило нас и может заинтересовать собеседника: «О, я сегодня шел по улице и видел трехголовую собаку зеленого цвета". Удивило? Точно так же и новости работают. Чем я буду удивлять? Но удивляю я не просто так, а чтобы напомнить о чем-то. Зачем я тебе рассказал про трехголовую зеленую собаку? А, чтобы напомнить, что просил тебя купить зеленую краску, а ты забыл это сделать. Так и в новостях. Зачем мы рассказываем о событии: чтобы удивить, напомнить и направить.
- Ответь на вопрос: Что должно меня удивить в первом услышанном предложении и заставить послушать второе, почему я не переключу канал? Если удастся составить такой текст, то в него ты уже сможешь спрятать любую горькую пилюлю скучных фактов.
Зрителям не нужны просто факты – они хотят отдыхать и развлекаться. Новости идут фоном, и факты в памяти надолго не останутся. А вот что останется - это впечатление, эмоциональный фон. Журналист может сделать так, что зритель подумает: "А ведь в Алтайском крае не все так уж плохо, вот и правительство поддержало хорошую идею – видимо, у нас не такое плохое правительство". Или наоборот подать новость так, что зритель скажет: "У нас все плохо, все бессмысленно, зачем вообще жить". Журналист несет ответственность за то, что дает своей аудитории ориентиры. Если журналист аморален, он на пустом месте может зрителя запугать и до депрессии довести.
Выпуск
- Новостной выпуск делается не для того, чтобы заполнить эфирное время, а для того, чтобы передать людям интересную информацию, которая создаст картину дня. Если мы не знаем, чем какое-то событие заинтересует зрителя, то оно недостойно быть в выпуске. А перечисление фактов - это ни разу не создание новостей.
- Если о чем-то рассказываешь, то всегда должен быть краткий вывод, итог. Если не делать вывод при публичном выступлении, это сделает твоя аудитория. И тогда этот вывод может быть каким угодно, в том числе, и прямо противоположным тому, о чем ты хотел рассказать.
- Для начала ответь себе на вопрос: почему я должен тратить время своей жизни на то, чтобы слушать эту информацию. Почему я должен ЭТО смотреть и слушать, если могу посмотреть телесериал на Netflix или послушать музыку ВКонтакте за это же время? Почему? Потому, что новость - это то, что мне полезно!
Телевидение сейчас конкурирует с огромным количеством источников информации. Человек пресыщен этим потоком. Я могу не смотреть телевизор, не слушать радио и не читать газет, но все равно я буду знать все основные события. Открыл соцсеть, поговорил с приятелем, услышал случайную фразу на улице – все равно, так ли иначе, основные события о себе сообщат. И человек вынужден становиться избирательным, он пытается защититься от информационного мусора. Соответственно все, что не полезно, или, по крайней мере, не интересно, отсекается. Сделать новость полезной и интересной – вот задача журналиста и редактора.
Подготовила
Любовь Некрасова