25 августа 2015

Как кузнецкие казаки за чудом ходили

В рамках фестиваля «Шукшинские чтения на Алтае» в Барнауле прошел журналистский форум «Сибирь – территория надежд», на котором были подведены итоги одноименного профессионального конкурса. Читайте материал обладательницы первого место Ларисы Максименко в номинации «Солдаты Победы».

 

Участники форума из разных уголков страны посетили обзорные экскурсии. Первым объектом стал музей им. Германа Титова, где экскурсоводы рассказали о жизни и профессиональном пути космонавта. Следующей остановкой маршрута стал музей истории Алтайской духовной миссии в Бийске. Далее гости посетили фармацевтическое предприятие «Эвалар», которое считается одной из крупнейших в России фармацевтических компаний, а вечером участники форума «Сибирь – территория надежд» побывали на торжественном открытии ХVII Всероссийского Шукшинского кинофестиваля. В рамках форума была организована работа четырех площадок, где состоялся заинтересованный разговор о профессии.

Своими впечатлениями от поездки с читателями районки делится наша коллега из газеты «Кузбасс» Лариса Максименко – победительница конкурса в специальной номинации «Солдаты победы».

Царский указ родился в день, которого не было. 29 февраля, хоть в XVIII веке, хоть сейчас, в XXI-ом, день запросто забываемый, календарно-добавочный, несерьезный… И касался он крошечной точки в глухой сибирской тайге, у границы российского государства.

Указ Петра I от 29 февраля 1708 года, придя в наш к тому времени уже обжившийся, но все еще страшно юный Кузнецк (будущий Новокузнецк), после месяцев и месяцев подготовки поднял-таки казаков на рискованный марш-бросок.

Им предстояло пройти 210 верст бурелома, гроз и рек, встречных вражьих боевых топоров и стрел. И поставить новый «кузнецкий» форпост (по-нынешнему блокпост), чтобы прикрыть от бед южно-сибирскую границу страны. Чтобы закрыть претензии к России Китая и кочевников-джунгар… Чтобы крепость служила бы защите «…от приходу воровских калмыцких и киргизских воинских людей», да «… збору ясашной казны» да «… поселению пашенных крестьян» и миру...

И казаки дошли, выполнили задачу, – звенит гордость в голосе Павла Коваленко, директора бийского музея Алтайской духовной миссии.

Журналисты, приехавшие на межрегиональный журналистский форум «Сибирь – территория надежд») «застряли», как и я, у картины – с бородатыми мордатыми мужиками в казачьих шапках, с саблями, с тяжелыми, красными, обветренными ручищами.

Нас, потомков, держала их сила. Их последняя минута перед смертным боем. Их плечо – к плечу.

Противостояние

Отряд казаков вышел из Кузнецка весной 1709 го-да. Ему нужно было дойти до слияния рек Бии и Катуни. Там нашли брод, отмеченный веками и торговыми караванами. Брод был казакам очень нужен: глубина Бии – три-четыре метра. И вот на правом высоком берегу Бии, на возвышении, как туда казаки перебрались, за две недели к 18 июня поставили крепость, назвали ее Бикатунской,– поясняет мне Анатолий Цапко, заведующий историческим отделом Бийского краеведческого музея. – Привел казаков «голова» Яков Максюков. В отряде у него было 483 человека.

А пока строили крепость, приезжали взглянуть на то, чьи же пилы визжат на всю тайгу, чей же мат да кашель слышны, чьи костры дымят, сбивая в сторону полчища мошкары, небольшие отряды джунгаров.

Но в драку никто не лез. Шел взаимный пригляд да сбор информации.

А как выросла крепость, тем же летом большая часть отряда вернулась обратно вместе с Яковом Максюковым на службу в Кузнецк.

Оставшиеся в Бикатунской крепости 100 казаков несли дозор.

Так прошел год. И пришел день, когда новый «кузнецкий» отдаленный блокпост, неся боевое дежурство, совершил подвиг. До сих пор неоцененный: давно, еще с царских времен, вошедший в письма и труды лишь с поучительно-унизительными оценками. Поясню: официальная наука веками обвиняла, корила наших казаков за то, что не удержали Бикатунскую крепость, сдали ее и сдались сами, как тогда хвастали джунгары на всю Сибирь…

Но историки Бийска, взвесив всё, пошли против течения…

В 1710-ом, в один из дней, казаки заметили подготовку врага к большому походу – на Кузнецк. И успели отправить своего гонца-бойца в Кузнецк, чтобы предупредить город, – стоит за правду Анатолий Цапко. – В войске Духара тогда собралось в поход на русских около трех тысяч человек. При таком числе им всё сулило успех. Но поход Духара на Кузнецк провалился. Город был предупрежден и дал отпор. Враги, отступая, отомстили. Они взяли Бикатунский форпост в осаду и, не сумев добиться победы, спалили его вместе с людьми.

Неужели все казаки, предпочтя плену смерть, заживо сгорели?

Да, в большинстве… Те, кто был в крепости, сгорели. Только двадцать казаков, по сохранившимся легендам, перед осадой уехали из крепости по служебным делам да сбору налогов. Так и уцелели. Наверняка это от них пошли потом казачьи села, как, например, Смоленское. Оно выросло недалеко от сожженного блокпоста.

Только через восемь лет (в 1718-м) на пепелище Бикатунской крепости пришли снова кузнецкие казаки. Отстроили блокпост заново, но поставили его на несколько километров выше по реке, найдя место получше. заняли башнями и пушками уже не клочок тайги, а 40 га…

Тот форпост строил уже сын Максюкова, назвав его Бийской крепостью, давшей начало городу Бийску… В память о всех кузнецких казаках, особенно об отце и сыне Максюкове, мы предложили властям города поставить памятник. Или назвать улицу в честь Максюковых и всех казаков-первопроходцев, – говорит Анатолий Цапко. – Подвиг казачьего отряда и Бикатунской крепости должен войти в историю.

Святые

Наших казаков вели из кузнецка на Бию не только приказ, долг, деньги и азарт первопроходцев.

Листаю старые, шершавые страницы в «казачьем» углу архиерейского дома, где открыт уникальный музей истории Алтайской духовной миссии. одновременно проводят экскурсии и реставрации исторических стен. на автомате перевожу дореволюционный шрифт: «… Блажен непорочный в пути, ходящий в законе господнем…»…

Да, казаков вело сюда, на Алтай, предназначение. И сгоревшими мучениками они стали на этой земле не случайно. Судите сами.

Если бы казаки не построили Бикатунский блокпост, а потом Бийскую крепость, ставшую с годами Бийском, то это место не стало бы впо-следствии центром Алтайской духовной миссии. Она в 1830—1917 годах крестила Алтай, несла грамоту, медицину, прогресс… Именно в Бийске, в миссии, явили себя миру учитель и ученик – Макарий Глухарев и Макарий Невский.

Глухарев в такой глуши сделал один из первых в России переводов Библии с языка оригинала на русский.

А Макарий Невский, семь лет управлявший Алтайской духовной миссией, построил на Алтае 200 храмов, открыл 84 школы, построил духовное училище, отстроил архиерейское подворье с комплексом зданий. в 1912-м высочайшим указом Николая Второго он был назначен митрополитом Московским и Коломенским.

Четыре с половиной года был по сути главой православной церкви России, до марта 1917-го, – рассказывает историк Павел Коваленко и показывает, как возрождается архиерейский дом и историческая правда…

Мы ходим по комнатам. На вешалке – заношенная монашья роба, холщовый дорожный мешок. Архиерейская спальня с железной койкой, застеленной грубым одеялом, с комодом, свечой и иконами. Всё помнит Макария Невского и сражает простотой. В комнате для молитв под крышей недавно найдена замурованная в стене узкая лестница, ведущая к подземному лабиринту. О! про подземные ходы в Бийске веками ходили легенды. И не с первых ли дней Бийска они были вырыты? А спланированы – не нашими ли казаками?

В 2000-ом году Макарий Глухарев и Макарий Невский были причислены к лику святых. Нетленные мощи Макария, ближнего к нам по времени, были освидетельствованы в 1957-м и повторно – четыре года назад, – говорит историк Коваленко.

Что ж, это чудо! И наша Сибирь на чудеса богата. Казаки-первопроходцы, расчистившие место для будущего, это знали!

Лариса Максименко