Как кузнецкие казаки за чудом ходили
В рамках фестиваля
«Шукшинские чтения на Алтае» в Барнауле
прошел журналистский форум «Сибирь –
территория надежд», на котором были
подведены итоги одноименного
профессиональног
Участники форума из разных уголков страны посетили обзорные экскурсии. Первым объектом стал музей им. Германа Титова, где экскурсоводы рассказали о жизни и профессиональном пути космонавта. Следующей остановкой маршрута стал музей истории Алтайской духовной миссии в Бийске. Далее гости посетили фармацевтическое предприятие «Эвалар», которое считается одной из крупнейших в России фармацевтических компаний, а вечером участники форума «Сибирь – территория надежд» побывали на торжественном открытии ХVII Всероссийского Шукшинского кинофестиваля. В рамках форума была организована работа четырех площадок, где состоялся заинтересованный разговор о профессии.
Своими впечатлениями от поездки с читателями районки делится наша коллега из газеты «Кузбасс» Лариса Максименко – победительница конкурса в специальной номинации «Солдаты победы».
… Царский указ
родился в день, которого не было. 29
февраля, хоть в XVIII веке, хоть сейчас, в
XXI-ом, день запросто забываемый,
календарно-добав
Указ Петра I от 29 февраля 1708 года, придя в наш к тому времени уже обжившийся, но все еще страшно юный Кузнецк (будущий Новокузнецк), после месяцев и месяцев подготовки поднял-таки казаков на рискованный марш-бросок.
Им предстояло
пройти 210 верст бурелома, гроз и рек,
встречных вражьих боевых топоров и
стрел. И поставить новый «кузнецкий»
форпост (по-нынешнему блокпост), чтобы
прикрыть от бед южно-сибирскую границу
страны. Чтобы закрыть претензии к России
Китая и кочевников-джунг
– И казаки дошли, выполнили задачу, – звенит гордость в голосе Павла Коваленко, директора бийского музея Алтайской духовной миссии.
Журналисты, приехавшие на межрегиональный журналистский форум «Сибирь – территория надежд») «застряли», как и я, у картины – с бородатыми мордатыми мужиками в казачьих шапках, с саблями, с тяжелыми, красными, обветренными ручищами.
Нас, потомков, держала их сила. Их последняя минута перед смертным боем. Их плечо – к плечу.
Противостояние
– Отряд казаков вышел из Кузнецка весной 1709 го-да. Ему нужно было дойти до слияния рек Бии и Катуни. Там нашли брод, отмеченный веками и торговыми караванами. Брод был казакам очень нужен: глубина Бии – три-четыре метра. И вот на правом высоком берегу Бии, на возвышении, как туда казаки перебрались, за две недели к 18 июня поставили крепость, назвали ее Бикатунской,– поясняет мне Анатолий Цапко, заведующий историческим отделом Бийского краеведческого музея. – Привел казаков «голова» Яков Максюков. В отряде у него было 483 человека.
А пока строили крепость, приезжали взглянуть на то, чьи же пилы визжат на всю тайгу, чей же мат да кашель слышны, чьи костры дымят, сбивая в сторону полчища мошкары, небольшие отряды джунгаров.
Но в драку никто не лез. Шел взаимный пригляд да сбор информации.
– А как выросла крепость, тем же летом большая часть отряда вернулась обратно вместе с Яковом Максюковым на службу в Кузнецк.
Оставшиеся в Бикатунской крепости 100 казаков несли дозор.
Так прошел год. И
пришел день, когда новый «кузнецкий»
отдаленный блокпост, неся боевое
дежурство, совершил подвиг. До сих пор
неоцененный: давно, еще с царских времен,
вошедший в письма и труды лишь с
поучительно-униз
Но историки Бийска, взвесив всё, пошли против течения…
– В 1710-ом, в один из дней, казаки заметили подготовку врага к большому походу – на Кузнецк. И успели отправить своего гонца-бойца в Кузнецк, чтобы предупредить город, – стоит за правду Анатолий Цапко. – В войске Духара тогда собралось в поход на русских около трех тысяч человек. При таком числе им всё сулило успех. Но поход Духара на Кузнецк провалился. Город был предупрежден и дал отпор. Враги, отступая, отомстили. Они взяли Бикатунский форпост в осаду и, не сумев добиться победы, спалили его вместе с людьми.
– Неужели все казаки, предпочтя плену смерть, заживо сгорели?
– Да, в большинстве… Те, кто был в крепости, сгорели. Только двадцать казаков, по сохранившимся легендам, перед осадой уехали из крепости по служебным делам да сбору налогов. Так и уцелели. Наверняка это от них пошли потом казачьи села, как, например, Смоленское. Оно выросло недалеко от сожженного блокпоста.
Только через восемь лет (в 1718-м) на пепелище Бикатунской крепости пришли снова кузнецкие казаки. Отстроили блокпост заново, но поставили его на несколько километров выше по реке, найдя место получше. заняли башнями и пушками уже не клочок тайги, а 40 га…
– Тот форпост
строил уже сын Максюкова, назвав его
Бийской крепостью, давшей начало городу
Бийску… В память о всех кузнецких
казаках, особенно об отце и сыне Максюкове,
мы предложили властям города поставить
памятник. Или назвать улицу в честь
Максюковых и всех казаков-первопро
Святые
Наших казаков вели из кузнецка на Бию не только приказ, долг, деньги и азарт первопроходцев.
Листаю старые, шершавые страницы в «казачьем» углу архиерейского дома, где открыт уникальный музей истории Алтайской духовной миссии. одновременно проводят экскурсии и реставрации исторических стен. на автомате перевожу дореволюционный шрифт: «… Блажен непорочный в пути, ходящий в законе господнем…»…
Да, казаков вело сюда, на Алтай, предназначение. И сгоревшими мучениками они стали на этой земле не случайно. Судите сами.
Если бы казаки не построили Бикатунский блокпост, а потом Бийскую крепость, ставшую с годами Бийском, то это место не стало бы впо-следствии центром Алтайской духовной миссии. Она в 1830—1917 годах крестила Алтай, несла грамоту, медицину, прогресс… Именно в Бийске, в миссии, явили себя миру учитель и ученик – Макарий Глухарев и Макарий Невский.
Глухарев в такой глуши сделал один из первых в России переводов Библии с языка оригинала на русский.
А Макарий Невский, семь лет управлявший Алтайской духовной миссией, построил на Алтае 200 храмов, открыл 84 школы, построил духовное училище, отстроил архиерейское подворье с комплексом зданий. в 1912-м высочайшим указом Николая Второго он был назначен митрополитом Московским и Коломенским.
– Четыре с половиной года был по сути главой православной церкви России, до марта 1917-го, – рассказывает историк Павел Коваленко и показывает, как возрождается архиерейский дом и историческая правда…
Мы ходим по комнатам. На вешалке – заношенная монашья роба, холщовый дорожный мешок. Архиерейская спальня с железной койкой, застеленной грубым одеялом, с комодом, свечой и иконами. Всё помнит Макария Невского и сражает простотой. В комнате для молитв под крышей недавно найдена замурованная в стене узкая лестница, ведущая к подземному лабиринту. О! про подземные ходы в Бийске веками ходили легенды. И не с первых ли дней Бийска они были вырыты? А спланированы – не нашими ли казаками?
– В 2000-ом году
Макарий Глухарев и Макарий Невский были
причислены к лику святых. Нетленные
мощи Макария, ближнего к нам по времени,
были освидетельствова
Что ж, это чудо! И
наша Сибирь на чудеса богата.
Казаки-первопрох
Лариса Максименко