07 октября 2011

Концепция Союза журналистов России. Судьба региональной прессы: проблемы господдержки, приватизации, взаимодействия СМИ и органов власти

Именно региональные  издания способны цементировать, регулярно актуализировать те социальные скрепляющие механизмы, которые позволяют сохраняться существующим, а также воспроизводиться новым местным сообществам. Во многих муниципальных районах районная газета по-прежнему остается основной площадкой для обсуждения местной повестки дня.

За последние пять лет число изданий практически не изменилось (около 3500),  а их совокупный разовый тираж даже вырос и составляет более двух третей совокупного тиража периодики России (более 30 млн. экз.). Сегодня перед региональной прессой множество вызовов, главным из которых является зависимость редакционной политики изданий от учредителей и спонсоров (среди которых в основном присутствуют региональные и муниципальные органы власти). Действуя в русле авторитарной традиции, предусматривающей постановку перед медиакомпаниями политических задач в обмен на гарантию экономических основ деятельности, региональные и муниципальные органы власти оказывают избирательную финансовую поддержку в той или иной форме СМИ во всех субъектах Федерации. Механизмы оказания поддержки зависят от двух основных факторов: формы собственности СМИ и направления его редакционной политики.

Особенное давление испытывают региональные редакции от муниципальных органов власти, политика которых в значительной степени носит инструментальный, дифференцированный и конъюнктурный характер, ориентируясь на достижение краткосрочных и изменчивых утилитарных целей. Наиболее недальновидные и «медианеподкованные» чиновники стремятся максимально ограничить зону действия СМИ и упростить взаимодействие с журналистами до уровня отдачи распоряжений.

Мощным средством воздействия на периодику стала федеральная почта. Проблемы дистрибуции вытесняют с рынков наименее прибыльные проекты, а такими по определению, являются общественно-политические газеты, толкают их на поиски спонсоров, способных погасить затраты на доставку.Региональная общественно-политическая печать, не выполняющая должным образом различные общественные функции, все более теряет конкурентоспособность в сравнении с глобальными, федеральными, региональными развлекательными печатными и электронными медиапроектами, открывая для их экспансии информационное пространство регионов. Поэтому предложение о необходимости приватизации государственных региональных СМИ, высказанное президентом Д. Медведевым, важное и своевременное. Главное, чтобы в процессе реформирования организационно-правовых форм, не были утрачены общественные функции этого обширного сегмента системы СМИ России. Уже сегодня многие редакции, пытаясь максимизировать прибыль и минимизировать риски, возникающие при обращении к острой социальной тематике, вынуждены осваивать таблоидную модель. Необходимо отметить, что за 20 лет новейшей истории России в сегменте общественно-политической прессы было создано менее 3 % частных изданий. Складывающуюся конфигурацию наиболее развитых муниципальных медиарынков, можно обозначить следующим образом: пять бесплатных рекламных газет и одна платная общественно-политическая (в основном государственная или муниципальная). Максимальная коммерциализация содержания может стать вектором, по которому двинется немалая часть региональных газет России после приватизации, если этот процесс не будет сопровождаться государственными программами развития и удержания их в сфере общественной пользы.Для эффективного реформирования российской региональной прессы недостаточно формально перевести медиактивы из государственной собственности в частную. Необходимы государственные программы, обеспечивающие сбалансированное развитие экономической самостоятельности региональных изданий с одновременным безусловным исполнением ими норм деятельности, требуемой от свободной и ответственной прессы.В жизнеспособности и экономической устойчивости социально-ответственной прессы в России, когда общественные интересы превалируют над личными, а долгосрочная эффективность медиабизнеса ставится выше, чем выполнение сиюминутных политических или экономических задач, убеждает опыт таких региональных изданий, как «Свободный курс», «Змеиногорский вестник»,  Алтайский край; «Деловой Петербург», г. Санкт-Петербург; «Якутск вечерний», Республика Саха (Якутия) и др. Необходимо подчеркнуть, что законодательство многих европейских стран предусматривает предоставление средств из государственного бюджета для финансирования целевых расходов местной прессы. Специальные целевые программы государственной поддержки региональных газет по-прежнему играют важную роль в формировании плюрализма мнений в странах с устойчивым демократическим развитием (Франция, Швеция, Норвегия и др.). В комплекс мер государственного регулирования региональной печати мы предлагаем включить следующие компоненты:

     Совершенствование законов и правовых актов, направленных на поддержку общественных функций региональных изданий;

     Дальнейшее развитие федеральной и региональной поддержки реализации социально-значимых проектов в СМИ;

     Развитие системы повышения квалификации и обмена опытом сотрудников СМИ на региональном и федеральном уровне;

     Медиообразование сотрудников органов власти;

     Законодательное ограничение возможностей влияния муниципальной власти на деятельность редакций СМИ;

     Государственный контроль механизмов ценообразования распространения периодики Федеральной почтовой службой;

     Предоставление налоговых льгот для организаций, осуществляющих альтернативное распространение общественно-значимой периодики;

     Выделение субсидий редакциям для распространения региональных газет на экономически депрессивных территориях;

     Модернизация производства (реорганизация типографий с целью сокращения цены печати);

     Размещение государственной рекламы (информационные кампании социального содержания) в региональной прессе.

     Проведение семинаров, круглых столов, исследований по разработке стандартов, норм, кодексов, регламентирующих работу редакционных коллективов в субъектах РФ;

     Государственная поддержка проектов Союза журналистов России и других профессиональных общественных организаций, направленных на активизацию процессов саморегулирования в журналистской среде;

     Активизация такого направления саморегулирования прессы, как медиакритика, через поддержку профильных журналов «Журналистика и медиарынок», «Журналист» и др.

Дополнительными видами господдержки могут стать снижение налогов, предоставление льготных кредитов, снижение тарифов на аренду помещений, выделение дотаций на приобретение газетной бумаги и др. В целях совершенствования механизмов господдержки  региональной печати необходимо выполнение следующих требований:

Обеспечение процедур открытых конкурсов, отсутствие политических преференций, и подлинно равноправное участие в конкурсах изданий различных форм собственности;

     пресечение потенциальной коррупции при выделении средств на региональном и муниципальном уровне,

     соблюдение требований экономической транспарентности СМИ, претендующих на государственное финансирование;

     наличие законодательно закрепленных, единообразных и недвусмысленных критериев, по которым ее получают региональные издания.

Важным условием является определение диапазона системных параметров, прямо или косвенно отражающих качественное состояние изданий, которые должны учитываться при оказании государственной поддержки. В их числе могут быть предложены:

     тиражный и рекламный охват территории;

     платное распространение и определенная периодичность;

     действующий на страницах и веб-сайте форум для обмена комментариями и критикой;

     представленность мнений различных групп;

     количество и состав привлекаемых ньюсмейкеров и экспертов;

     отсутствие регулярного целенаправленного формирования положительного или отрицательного имиджа каких-либо лиц или организаций (экспертные заключения);

     исполнение изданием функций ньюс-омбудсмена и др.

 Принято на XV фестивале Союза журналистов России «Вся Россия – 2011»,  п. Лоо, 27 сентября 2011 г.