К 99-летию Марка Юдалевича
Марк Юдалевич был многогранным и интереснейшим человеком. Он – один из немногих алтайских авторов, который работал практически во всех литературных жанрах. Вокруг него всегда было много талантливых поэтов и писателей. Некоторые из них пришли на памятный вечер, чтобы поделиться воспоминаниями о своем друге и учителе с поклонниками его творчества.
- С Марком Иосифовичем я познакомился в 1959 году, мы жили в соседних домах. Однажды, набравшись наглости, я принес ему свои стихотворные опыты. Тогда он сказал, что мировая поэзия – океан. И чтобы угодить в него под своим поэтическим парусом, нужно быть уверенным, что его не заслонит ничей другой. Если чувствуешь, что он слабоват, надо работать и брать примеры не с соседа, который сочиняет вирши, а с Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Блока, Пастернака… Ставить перед собой самую непосильную задачу, до которой нужно пытаться дорасти. Эту его мысль я хорошо запомнил, – рассказал поэт и писатель Владимир Соколов.
Марк Юдалевич был человеком сомневающимся. Он часто говорил: «Я всегда боюсь, не заслонит ли моя книжка или моя строка чью-то более интересную». И к каждому стиху он относился очень пристрастно – мог по нескольку раз переделывать и без того достойное произведение.
Почти за 90 лет, которые писатель прожил в Барнауле, он изучил город так, что знал в нем каждый уголок. Эта искренняя любовь к краевой столице во многом стала для него музой.
«Я прожил здесь не годы, а века…», – писал Юдалевич.
- Он был замечательным краеведом и историком, – вспоминает писатель Василий Морозов. – Стоило ему только задать любой исторический вопрос, как у него уже готов ответ. Не человек, а справочное бюро! Личностью он тоже был удивительной – никогда не видел вокруг себя плохих людей, для него все были хорошими. Хотя я с ним общался не так много, но для меня с его уходом закончилась целая эпоха. Жаль, что таких людей становится все меньше. Был Марк Иосифович и хорошим переводчиком. Знание немецкого языка давало ему возможность присутствовать на допросах немцев в военное и послевоенное время. Оттуда он вынес важную мысль и пытался донести ее до подрастающего поколения:
«Не верьте фильмам, где немецкие офицеры показаны глупцами и предателями. Это была очень сильная армия – я видел и слышал, как они вели себя на допросах, что говорили. И тем дороже наша Победа».
Юлия Неволина.
Фото из архива «Вечернего Барнаула»