08 декабря 2017

В Барнауле издан справочник «Некрополь литераторов Алтая»

- Владимир Александрович, с чего начался ваш интерес к краеведению?

- С переезда в Бийск. Это старый город, овеянный легендами. Там я познакомился со знаменитым краеведом Борисом Кадиковым, и он, почувствовав мой интерес к истории местного купечества, предложил партнерство. По его рекомендациям я работал в закрытых картотеках НКВД, архивах Барнаула, Бийска, Томска. Порядка 17 лет ушло на создание справочника «Дворики старого Бийска», где около 200 подробных жизнеописаний купцов.

А после переезда в Барнаул в 1999 году стал по крупицам собирать информацию об алтайских писателях, в результате выпустил сборник «Литературный Алтай (конец XIX – начало XXI в.)».
Трудный поиск

- Как возникла идея создания «Некрополя…»?

- Однажды на Чебаевских чтениях в Тогуле Анатолий Кирилин рассказал об изданном «Некрополе писателей Томска», и идея меня буквально захлестнула. Составив список алтайских литераторов, похороненных на родной земле, с сыном Германом поехали по кладбищам поднимать архивы.

- Поиск шел сложно?

- Очень, через МВД выходили на вдов, детей, внуков по всей России, но даже они не всегда знали, на каком кладбище или в каком квартале похоронены предки.

Например, могила Ивана Фролова - первого члена Союза писателей СССР долгие годы считалась утерянной. Мы со студентами исторического факультета педуниверситета прочесывали рядами, как партизаны в войну, Булыгинское кладбище, где предположительно он был похоронен, – не нашли. Позже судьба вывела меня на родную дочь Фролова, с ее помощью, хоть и с трудом, могилу отыскали.

Долго не могли найти захоронение Ивана Жолобова, почетного чекиста, уже на пенсии написавшего пять книг. Несколько раз гектар за гектаром обходили Черницкое кладбище, затем обратились в Музей ФСБ, и оказалось, что в документах путаница. Аналогичная история была с поэтом и публицистом Алексеем Сотниковым.

- Сколько в книге имен?

- 52 литератора, среди них члены Союза писателей и те, кто ими не являлся.

Некоторых мы найти не смогли. Замечательный детский писатель, поэт Лев Ваганов, на чьих сказках я вырос, был похоронен в 2000 году как одинокий человек. Таким ставили бетонный ромбик, подписанный краской. Надписи смылись, а в квартале, где он похоронен, порядка 40 безродных могил, в какой Лев Михайлович - не известно.

Пётр Старцев, умерший в 1994 году, тоже был одинок. Мы подняли архивы отдела ЗАГС, но в тот период в стране был хаос и информация не сохранилась. А ведь это был замечательный писатель. Не имея высшего образования, создал очень интересные произведения, например, повесть «Первый снег». Так что мы дело не оставляем, будем продолжать искать.

- Кроме сына, кто помогал в поисках?

- Наши же писатели. Татьяна, вдова Игоря Пантюхова, поэтессы Татьяна Кузнецова, Ольга Гришко, Ида Шевцова.

Но многие помощники отсеялись, часами бродить по кладбищенским буреломам – та еще радость.


Они с характером

- Мистические ситуации во время поисков случались?

- Очень часто. Николай Павлов, которому в следующем году исполнится 100 лет, - личность легендарная. В Барнаул приехал из Ленинграда, родных здесь нет. Я могилу нашел, почистил, через неделю приехал на контрольный обход. Часа четыре кружил, пока не обратился к нему: «Николай Васильевич, ты, наверное, обиделся, что я деревья вырубил. Прости, хотел как лучше». Поворачиваюсь, а она вот, совсем рядом. И с Николаем Чебаевским была подобная история. К нему я приехал позже, чем обещал, и пока не извинился, найти не смог. Так что они с характером, и я с ними, как с живыми, разговариваю.

- Найденные могилы восстанавливаете?

- Те, которые в запустении, да. В этом году на членские взносы Союза писателей отреставрировали могилу Ивана Фролова. Ищем деньги у спонсоров, или родственники подключаются.

А могилы, оставшиеся безродными, берет под охрану Краевая общественная организация по охране памятников истории и культуры.


Пока мы помним

- Какую задачу перед собой ставили, создавая справочник?

- Сохранить память. Сейчас в массовой, растиражированной литературе духовного мало. Наши не писали детективов с кровавыми разборками, но они захватывают другим - теплом, душевностью. Наша задача в том, чтобы собрать эти крупицы и оставить для потомков.


СПРАВКА «ВЕЧЕРНЕГО БАРНАУЛА»

Владимир Шнайдер родился в 1966 году. Окончил Омский госуниверситет путей сообщения, работает техническим инспектором труда ЗСЖД. Автор четырех книг прозы, справочных изданий: «Литературный Алтай (конец XIX – начало XXI в.)», «Дворики старого Бийска», «Памятные литературные адреса Барнаула», «Истории сибирских окраин», «Судьба быть на передовой». В соавторстве с Г. Шнайдером написал книги «Николай Чебаевский», «Виктор Попов», «Некрополь литераторов Алтая». Член Союза писателей России.

Лада Суворова.

Фото Андрея Чурилова и Лады Суворовой.