«Я оставлю мой голос…»
Воспоминания о Викторе Самуиловиче Серебряном ведут в прошлое… История рассказывает, что в 1937 году был создан комитет по радиофикации и радиовещанию Алтайского крайисполкома, или Алтайская краевая редакция радиовещания. Это было связано с крупным событием – выделением в самостоятельный субъект Алтайского края, который входил сначала в состав Сибирского, а потом Западно-Сибирского краев. С момента открытия и появления в его стенах Виктора Серебряного прошло более 25 лет.
В 1964 года старшим редактором художественного вещания краевого радио был Виктор Самуилович Серебряный. В это время одно из ведущих мест в художественном вещании занимали очерки и документальные рассказы, объединенные рубрикой «Герои нашего времени». Среди этих героев были колхозные бригадиры и крупные инженеры-организаторы, профсоюзные работники и сельские художники, руководители сельских парткомитетов и рабочие комбинатов. Правда, как отмечал позже сам Виктор Самуилович, нередко очерки о людях все-таки были похожи на портреты с Доски почета. Надо сказать, что для себя он всегда завышал планку. Его и при жизни считали легендарным журналистом, колоссально много сделавшим для развития краевого радио. Это его заслуга, что в семидесятые годы прошлого века на радио появились замечательные передачи, на которые до сих пор равняется поколение радиожурналистов.
«Редакция начала готовить беседы о творчестве писателей Алтая, – вспоминал В. С. Серебряный, – в том числе начали выходить в эфир цикл передач «Что такое поэзия?», обзоры новых спектаклей краевых театров. Журналисты старались строить эту программу по возможности разнообразно. На волне УКВ 4,54 м в определенные часы дня можно было услышать беседы «Радиоуниверситета культуры», посвященные писателям и композиторам различных стран и эпох: регулярно передавались спектакли, радиопостановки, оперы, оперетты, симфоническая, камерная, народная музыка».
Во второй половине 60-х годов начала регулярно выходить в эфир передача «Вечерний Алтай». Ее также готовил журналист Виктор Серебряный. Это был подробный, вспоминал он, «незатертый, предназначенный для вдумчивого прослушивания, рассказ о культуре края: о театрах, выставках, библиотеках, музыке и творческих коллективах».
Окружающие коллеги знали Виктора Самуиловича как человека, для которого журналистика – не профессия, а состояние души. То, что он делал на радио – только малая часть огромного потенциала, основанного на глубоком знании сути событий и явлений, мощном интеллекте и владении добротным русским языком, грамотно поставленной речью.
Все что сейчас рассказала – прочитано в книгах, услышано из уст коллег. Да, знала фамилию Серебряный, да слушала его передачи в юности. К моему сожалению, я познакомилась с Виктором Самуиловичем, когда пришла в Союз. В один из серых слякотных мартовских дней, когда на улице не кончилась зима, и не пришла весна, также неуютно было на душе. Думы одолевали самые неприятные: надо ли было браться за реанимацию общественной работы. Союз журналистов теплится на листах, в списке около 90 человек, штата нет, актива – тоже… В дверь осторожно постучали, вошел быстрым шагом невысокого роста человек и представился… Мы проговорили с Виктором Самуиловичем (а это был он) больше часа.
Этот визит и разговор меня буквально потряс. Журналист в возрасте 83 лет по весенней распутице пришел лично заплатить членские взносы (для ветеранов 50 рублей в год), чтобы убедиться, что Союз, в котором он состоит около 40 лет, жив, и его члены собираются составить книгу по истории журналистики края. Виктор Самуилович здесь же пообещал включиться в дело…