13 февраля 2018

Свыше 4000 документов и снимков насчитывает архивный фонд Виктора Садчикова

Она приурочена к 100-летию государственной архивной службы России.

Летописец Алтая

С работами Виктора Садчикова знаком каждый житель Алтая. Его снимки украшают десять фотоальбомов, посвященных нашему региону и Барнаулу, их до сих пор используют при оформлении информационных стендов, буклетов о нашем крае… Поэтому можно сказать, что в сознании большинства жителей зрительный образ Алтая сформирован именно благодаря фотографиям Виктора Садчикова.

22 января Виктору Михайловичу исполнилось 78 лет. Именно к этой дате (пусть и некруглой) было решено приурочить выставку из обширного фонда Садчикова, хранящегося в краевом архиве. И хотя сам Виктор Михайлович не смог присутствовать на открытии выставки по состоянию здоровья, его друзья и коллеги пришли рассказать о нем.

- Меня всегда поражало не только мировоззрение Садчикова, но и его внешность, его лицо, – говорит архитектор Пётр Анисифоров. – Хоть сам он всегда подчеркивает свое простое происхождение, создается впечатление, что в его жилах течет дворянская кровь, не меньше. И еще он является настоящим профессионалом, которые всегда выделяются на фоне других в своем деле. Поэтому если все реки мира я сравниваю с одной – с Катунью, то фотографии уголков Алтая – всегда с работами Садчикова, которые, как мне кажется, так и остались непревзойденными.

Среди работ, представленных на выставке, снимки, вошедшие в историю, составившие фотолетопись Алтайского края, Барнаула. На многих из них – уголки старого Барнаула, лица старожилов, будни крупных заводов, трогательные моменты, выхваченные из обычной жизни барнаульцев. Но чаще всего на фотографиях Садчикова можно увидеть сельский уклад, лица тружеников и представителей целых династий, которым Виктор Михайлович посвящал отдельные фотоочерки.

Особое место занимают альбомы фотографий Виктора Садчикова. Причем на их страницах мастер выступал не только в качестве фотографа, но и в качестве автора текстов и даже художника-дизайнера. Общий тираж изданий составлял свыше 100 тысяч экземпляров.

По законам охоты

Как вспоминает фотохудожник Александр Волобуев, для барнаульских фотографов Виктор Садчиков был словно Бог, владеющий тайнами съемки.

- Помню, в 1980 году Виктор Михайлович вернулся с московской Олимпиады – в фирменной футболке, с олимпийским фотоаппаратом, – рассказывает Александр Павлович. – Он был похож на Алена Делона, и всем нам хотелось его потрогать, узнать о нем как можно больше, особенно о том, как он снимает, какую использует пленку… Кстати, одно время он был единственным фотографом в Алтайском крае, снимающим на цвет. Оказалось, что он заказывал хорошую пленку московским фотографам, ездившим вместе с Брежневым за рубеж. Однажды я спросил его, сколько в ТАСС числилось фотографов, которые занимались не каждодневной съемкой, а творческими фотоочерками. Оказалось, для большой страны совсем немного – перечесть их можно было по пальцам одной-двух рук.

Об особом стиле работы Виктора Садчикова поведал видеооператор ГТРК «Алтай» Юрий Мартынов, который однажды выезжал вместе с известным фотографом в Егорьевский район.

- Туда прилетели американцы, и нам нужно было снять, как они выходят из вертолета, – говорит Юрий Константинович. – Тогда я и увидел, как работает Садчиков. К объекту съемки он близко не подошел, а на расстоянии вдруг стал выкрикивать звуки: «А!», «Э!». Сначала я не понимал, зачем он это делает, лишь позже догадался – во время съемки Виктор Михайлович ведет себя как охотник: резкими вскриками он заставляет людей реагировать на камеру. Он словно знал, как снимать шедевры. Однажды я увидел его снимок, запавший мне в душу. Сделан он был либо в Монголии, либо в Горном Алтае. На нем запечатлена женщина в национальном костюме, которая вроде бы держит трехлетнего мальчика за плечо, и в то же время она как будто благословляет его, отпускает в этот неведомый мир. До сих пор этот кадр стоит у меня перед глазами.

КСТАТИ

Виктор Садчиков родился 22 января 1940 года в селе Московском Воронежской области. В 1969 году окончил факультет журналистики Воронежского университета, в 1972 году приехал на Алтай. 45 лет он посвятил прославлению Алтая, работая в должности фотокорреспондента агентства ИТАР-ТАСС. Впервые документы архивного фонда Садчикова поступили на хранение в 2011 году. Сейчас фонд насчитывает свыше четырех тысяч единиц хранения, среди которых оригинальные негативы с авторскими текстами к ним, фотографии и фотоальбомы.