В музее редкой книги прошла творческая встреча с Виктором Синицыным
Она стала частью тематического цикла «История горожанина в книжной коллекции», герои которого рассказывают о роли книги в своей жизни. Выступление Виктор Синицын решил посвятить пьесе Алексея Арбузова «Мой бедный Марат», своей работе над образом одного из персонажей этого произведения. Пьеса в начале 2000-х годов с успехом шла на сцене МТА.
- Если художник оставляет после себя картину, композитор – музыку, зафиксированную на бумаге, а кинорежиссер – фильм, к просмотру которого можно возвращаться вновь и вновь, то после театра не остается ничего. И в этом смысле нет искусства эфемернее, чем театр, – говорит Виктор Александрович. – После театра остаются лишь ощущения, которые очень сложно кому-то передать. На вопрос «Как спектакль?» мы отвечаем: «Понравился!». Все!.. Но я все же хочу попробовать рассказать о спектакле, который когда-то произвел на меня яркое впечатление. Сегодня его нет в репертуаре. Между тем еще в прошлом театральном сезоне в барнаульских театрах по пьесе Арбузова «Мой бедный Марат» шли две другие постановки. Это свидетельствует о том, что произведение это очень тонко и трепетно передает историю взаимоотношений героев, их непростой любви.
В самой пьесе три героя. Девушка Лика, в которую влюблены два молодых человека – Марат и Леонидик. Каждый акт этой пьесы – как раунд в боксе, как поединок между героями. Но, как вспоминает актер, симпатии автора явно были на стороне Марата (эту роль исполнял Антон Кирков). Ведь именно его имя было вынесено в название, да и по сюжету Марат более цельный, более внятный персонаж (достаточно сказать, что с войны он возвращается Героем Советского Союза).
Виктор Синицын играл в спектакле роль Леонидика – неуверенного в себе поэта, человека со слабым здоровьем. Однако актер, которому его персонаж был явно симпатичен, решил сделать его более объемным, запоминающимся.
- Я решил присвоить себе характер персонажа (в театре есть такой термин, введенный Станиславским) и стал вживаться в этот образ, стремиться понять его, – рассуждает актер. – К примеру, из текста пьесы известно, что Леонидик писал стихи. И я задумался: какие это могли бы быть стихи? Ясно было одно – их не понимали ни Марат, ни Лика. И тогда я направился сюда, в Центральную городскую библиотеку, для того чтобы ближе познакомиться с творчеством поэтов-фронтовиков. В моей голове было немало имен – это и Давид Самойлов, и Юрий Левитанский, и Булат Окуджава, и Павел Коган… Но начал я почему-то с Левитанского, находясь под впечатлением от песен, написанных на его стихи («Каждый выбирает для себя», «Как показать зиму»). После знакомства с его сборниками я понял – пропал! И выбрал около 30 его прекрасных стихотворений для того, чтобы предложить режиссеру включить их в спектакль. В итоге я читал шесть из них. И не поверите, так совпало, что эти строчки удачно вписались в текст пьесы, словно специально для нее и были написаны.
Как считает Виктор Синицын, в спектакле «Мой бедный Марат» ему, как актеру, удалось воплотить свою мечту – продумать образ персонажа настолько, что он запомнился не только зрителям, но и его партнерам по спектаклю.