25 июня 2018

Виктор Томенко: «Я вижу, что люди ждут изменений»

В редакции краевой массовой газеты "Алтайская правда" прошла встреча краевых журналистов с временно исполняющим обязанности губернатора Алтайского края Виктором Томенко. "Алтайская правда" опубликовала интервью. 

О людях и первых шагах

– Виктор Петрович, давайте начнем наш разговор с того, каким вы увидели Алтайский край. Что бросилось в глаза, зацепило, может быть, удивило?

– Алтайский край – удивительный регион, обладающий огромным потенциалом. Правда, с ним нужно очень хорошо поработать и настроить на движение вперед. Находясь в командировках по краю, иногда ловил себя на мысли: вот же все на поверхности – надо брать и делать. 

Жители региона очень тепло встретили меня. Люди честно и открыто говорят о том, что их волнует, делятся проблемами и ждут решения. Моя задача сейчас – оправдать кредит доверия. Общение с жителями меня очень подпитывает изнутри и заряжает энергией. Я вижу запрос на честный диалог, поэтому настроен в какой-то мере переломить сложившуюся годами ситуацию и выстроить прямое общение властей всех уровней с жителями края. Для меня неприемлемо, когда власть не интересуется проблемами людей или делает что-то ради галочки. Я умею и люблю много работать за пределами официальной обстановки, за пределами кабинета и формальных мероприятий. 

Да, сейчас я занимаюсь тем, что изучаю ситуацию в конкретных сферах жизни региона, вникаю в детали и делаю определенные выводы. Нужно обязательно пройти этот важный период, чтобы затем пошагово, системно в ходе текущего управления решать поставленные вопросы. Но при этом я понимаю, что возможности долго размышлять нет: необходимость перемен уже назрела. 

О планах и задачах

– Когда вас представлял полномочный представитель Президента России в СФО Сергей Меняйло, вы говорили, что планируете много ездить по региону. Есть планы посетить все муниципалитеты в ближайшее время?

– Действительно, я хочу объехать как можно больше территорий, чтобы выслушать людей, задать свои вопросы, постараться выявить тех лидеров, на которых можно полагаться в нашем почти 2,5-миллионном Алтайском крае. Времени на раскачку у меня нет. На мой взгляд, максимально погрузиться в жизнь региона возможно только таким способом. Доклады и отчеты тут не помогут. Выезд непосредственно в город или район определяет круг болевых точек, проблемных вопросов в каждой сфере, которые необходимо поэтапно решать во взаимодействии с разными политическими силами, бизнес-сообществом и общественными силами внутри края. На основании этого и будут предприняты первоочередные шаги в части отраслевых преобразований. 

Если мне не изменяет память, 44% жителей края сегодня проживают в сельской местности. К сожалению, нужно констатировать, что за последние 15 лет серьезно сократилась численность населения в регионе. Если в 2002 году она составляла 2,6 млн человек, то сегодня в регионе проживает на 250 тысяч меньше. Это, конечно, было удивлением и некоторым неприятным открытием для меня. 

Улучшить качество жизни и увеличить численность населения в Алтайском крае – это тот вызов, который стоит перед нами. Эта цель поставлена президентом и напрямую транслирована в регион. По итогам прошлого года показатель смертности в крае превышает показатель рождаемости, и намного. Почти 33 тысячи человек ушли из жизни в 2017 году, при этом на свет появилось только 25 300 малышей. Это довольно высокий показатель естественного снижения населения, при этом мы исключаем все процессы миграции. 

О сельском хозяйстве и промышленности

 – В одном из выступлений вы заявили, что у Алтайского края большие перспективы, но считать судьбу региона исключительно аграрной не стоит. Что вас заставило так сказать?

 – Я хотел напомнить о современных технологиях, которые не стоят на месте. Мне кажется, что достижениями в сельском хозяйстве вообще и в конкретных его отраслях в частности Алтайскому краю, конечно, нужно гордиться. Аграрная отрасль в регионе показывает хорошие результаты, но ее надо продвигать системно. В Алтайском крае есть огромный потенциал для повышения ее эффективности. Надо понимать, что плодородная алтайская земля отвечает своей благодарностью, но и нам необходимо грамотно использовать ее богатства, внедряя современные достижения науки и техники сегодняшнего дня.

– Вы уже встречались с руководителями ведущих промышленных предприятий края, и, возможно, у вас возникли идеи, как им помочь. Может, в разрезе взаимодействия с красноярскими предприятиями или как-то иначе?

  – Мне кажется, есть ошибочный настрой, что если я приехал из Красноярска, то обязательно приглашу в Алтайский край красноярцев, будь то чиновники или представители бизнеса. На самом деле у меня широкий круг связей и взаимодействий в целом с промышленниками России. Я обязательно этими вопросами буду заниматься. 

Кстати, то же самое касается и действующей управленческой команды в крае. Если уж мы говорим о кадрах. Если человек устал, неэффективен, не может или не хочет работать, то изменения будут и рука моя не дрогнет. И мы будем выбирать из лучших не только в регионе, а в стране. Но точно не методом перевода из Красноярска на Алтай. 

Основные проблемы промышленного сектора мне ясны. Уровень развития промышленности в Алтайском крае, прямо скажем, несопоставим с тем, что в Красноярском крае, но в экономике Алтайского края это довольно значимая отрасль. Сегодня стоят задачи по модернизации предприятий и переходу на новый технологический уклад, а это предполагает вливание немалых средств. Необходимо создать им условия для улучшения транспортной, а где-то инженерной инфраструктуры. 

Так или иначе, промышленникам края требуется государственная поддержка. Чем им помочь? Это может быть компенсация процентных ставок, некие формы лизинговой поддержки, краткосрочное кредитование или поддержка для вхождения в крупные федеральные программы на долгосрочные проекты. Возможна даже кооперация с предприятиями, в деятельности которых участвует государство и определяет политику. Все это нужно будет делать. Я уверен, что вложения в отрасль окупятся сторицей и в этом есть залог развития. 

 О ценах и оптимизации 

– Низкие цены на молоко и зерно – это наиболее распространенные вопросы, которыми нас просто атакуют читатели. Может, у вас есть свой взгляд на решение этой проблемы? 

– Как известно, проблемы такого плана являются системообразующими. Есть законы, по которым формируются и меняются цены на нашу продукцию. Как мне представляется, они достаточно неплохо изучены и применяются руководителями соответствующего уровня в этой сфере. Правительство края и, в частности, профильное Министерство сельского хозяйства принимают определенные меры по этим направлениям. Важно понимать, что легких путей по разрешению таких сложнейших вопросов просто нет. 

Цены на зерно понемногу отыгрывают вверх. То, что в прошлом году они были неоправданно занижены, так эта ситуация постепенно выравнивается, что говорит об общих законах экономики. За тонну пшеницы третьего класса уже дают 10,5 тысячи рублей. За последнее время ценник вырос почти на две тысячи. Учитывая тенденции, связанные с дефицитом зерна на рынке из-за сложных погодных условий, просматривается перспектива дальнейшего роста цен. 

По молоку ситуация сложнее. Специалисты рекомендуют переходить к кооперативным формам хозяйствования – уходить от ЛПХ, брать гранты и становиться субъектами экономики. Благо меры поддержки в Алтайском крае сохраняются. Тем не менее эту ситуацию мы будем держать на особом контроле. Вместе с Минсельхозом Российской Федерации мы будем искать механизмы поддержки, в том числе возможно рассмотреть увеличение объемов господдержки для этой подотрасли сельского хозяйства.

– Один из вопросов, поступивших на «Прямую линию» с президентом России, был из Алтайского края и касался оптимизации объектов социальной сферы малых сел. Каким вы видите этот процесс? Пойдет ли он по старой схеме, либо будут применяться какие-то индивидуальные модели с учетом особенностей каждого муниципалитета?

– Что касается школы в селе Старая Суртайка, то я еще раз хочу повторить: на краевом уровне никаких решений по ее закрытию не принималось. В Алтайском крае сегодня насчитывается почти 1100 школ: около 800 самостоятельных юридических лиц и при них действуют примерно 400 филиалов. Село, в котором проживает 400 человек, – это вполне нормальный населенный пункт. Конечно, в Старой Суртайке – малокомплектная школа, но 47 ребятишек – это тоже немало. Как выяснилось, по окончании учебного года там просто поуходили учителя. Возник дефицит, и стали думать, что с этим делать. 

Что касается оптимизации (прошу не путать с реструктуризацией), то у меня есть устойчивое убеждение, что ею обязательно нужно заниматься. Но только надо понимать, что это делается не ради экономии бюджетных средств. Хотя такая задача тоже стоит. В первую очередь необходимо думать о людях. Оптимизация – это когда всем участникам процесса стало одинаково лучше. Если говорить на примере Старой Суртайки, то из этого села в Быстрянскую школу уже подвозят 16 учеников 10 – 11 классов. Она рядом – 7 км по Чуйскому тракту. Остается от 3 до 6 человек в классе. Это тоже плохо. Речь идет об уровне социализации детей, о той же здоровой конкуренции, которая должна присутствовать в любом коллективе. 

Если удастся донести эту мысль до родителей школьников в Старой Суртайке, то можно будет пойти на оптимизацию, тем самым повысить качество обучения детей. Но пока есть непонимание, сопротивление и нежелание – от этого шага надо воздерживаться. То же касается сети детских садов и системы здравоохранения края.

О спорте

 – Вы увлекаетесь баскетболом. Означает ли это, что «АлтайБаскет» наконец воспрянет духом и будет задан новый вектор движения вверх? 

– В таких вопросах роль личности не должна быть излишне определяющей. Я человек довольно скромный, и мои личные привязанности к баскетболу – это мои личные привязанности. Они основаны на том, что баскетболом я занимаюсь с детства и вокруг него у меня появилось много друзей, которые играют на разном уровне. Для меня это возможность приобщиться к спорту. 

Баскетбол дал мне многое. Научил играть в команде. Правильнее сказать – жить в команде. Там есть такая функция – разыгрывающего игрока. Я играл как раз на этой позиции, отвечал за то, чтобы высокие, прыгучие игроки двигались на площадке по определенной системе, которая дает результат. От разыгрывающего игрока зависит настроение в команде, потому что на него возложена работа голосом. 

А что касается «АлтайБаскета», то я пока даже не успел пообщаться с игроками и тренером. Обязательно загляну. Если в целом говорить о политике развития спорта в регионе, то, мне кажется, нужно поддерживать все виды и направления, которые имеют свою историю, базу и перспективу для развития. 

Для развития спорта у нас все есть – уникальная природа, построены современные спортивные комплексы. Их надо обязательно использовать не только для того, чтобы там свою форму поддерживали спортсмены высокого класса, но и дети. Детский спорт нужно поддерживать и вкладывать в него средства. Это будет нашим приоритетом. 

О прессе и дипломатии

- Как вы относитесь к печатной прессе и как она может встроиться в новые цифровые реалии?

– Объем рынка печатных СМИ в России из года в год сокращается. Я думаю, они будут уходить, но процесс этот долгий. Желание потрогать газету, полистать – это привычки, от которых людям нелегко отказаться. Такова человеческая природа. Нам на смену будут приходить поколения, которые ручкой писать уже разучились. Этот процесс необратим. Сегодня же газета является эффективным инструментом массовых коммуникаций, доведения информации до населения. Я убежден, что органы власти, бизнес и общественность должны поддерживать печатные СМИ и заботиться о том, чтобы они комфортно занимали свою нишу. 

– Виктор Петрович, для губернатора важно иметь поддержку федерального центра. У вас есть личные связи, для того чтобы продвигать Алтайский край?

– Поддержка по самым разным направлениям со стороны руководства страны у меня есть. Я думаю, что через несколько месяцев вы сможете в этом убедиться. Внимание высших руководителей страны, руководящих органов исполнительной власти на федеральном уровне имеет большое значение для региона. У кого эти взаимоотношения наладились и выстроились, тот имеет огромный капитал. Я нацелен быть хорошим лоббистом и дипломатом во взаимоотношениях с нашим федеральным центром.

Об участии в выборах 

 – Вы уже заявили, что пойдете на выборы губернатора 9 сентября, и даже приняли предложение «Единой России» участвовать в предварительном голосовании. Расскажете подробнее?

 – В регионе проходит форум «Алтайский край. Энергия развития». Это четыре площадки: Благовещенка, Рубцовск, Бийск и Барнаул. Для меня это первый подобный опыт. С одной стороны, есть регламентированная партийная процедура, которой нужно следовать, с другой стороны, этот форум положил начало реальной конструктивной работе. На каждой из территорий есть отличная возможность поговорить напрямую с местными органами власти, жителями, экспертами и представителями бизнеса. И спросить: за что нужно взяться в первую очередь, какие перемены необходимы именно сейчас на этом этапе, куда следует двигаться дальше. Самые интересные предложения и идеи, которые звучат на площадках, встраиваются в программу социально-экономического развития региона, работа над которой уже началась.