Журналистика и искусство
Накануне открытия галереи Вадим рассказал читателям «Свободного курса» о своем намерении расшевелить и исправить окружающую среду с помощью искусства. Размещаем часть интервью в сокращении:
– Я занимаюсь изобразительным искусством с конца 80-х годов. Пиком моей карьеры были два года, когда я заведовал выставочным залом Союза художников. И даже уйдя «из большого бизнеса», продолжал заниматься изобразительным искусством. Рассказывал о выставках в своей программе и сам две-три выставки в год организовывал. В какой-то прекрасный момент один из знакомых предложил мне открыть галерею там, где сейчас находится торгово-выставочный комплекс «Республика». Я посмотрел помещение – тогда это были голые стены, промышленная площадка, – подумал две секунды и согласился. Если бы у меня не было опыта и знаний о том, как устроено галерейное дело за рубежом, где популярные галереи расположены далеко не в центрах, я бы еще подумал.
Первая выставка откроется 27 января. Она называется "Малая родина", я посвятил ее 75-летию края. Зная мою репутацию, некоторые сильно удивляются, что я занялся пейзажами, потому что ожидали какого-то авангарда. Но дело в том, что даже в пейзажной теме можно найти изюминку. Это самая востребованная тема в изобразительном искусстве, к тому же у нас генетическое понимание прекрасного – выходим на берег крутой, видим ширь полей, рощ и рек и говорим: «Какая красота!»
– Но все действительно ожидали, мне кажется, что «Республика Изо» будет галереей актуального искусства.
– Так и будет когда-нибудь, когда я воспитаю в этом городе большое количество современных художников и подготовлю публику. Пока это обыкновенная солидная галерея, но не с музейной претензией, как, например «Кармин», а с такой постоянно действующей экспозицией. Если сейчас кинуться собирать в Барнауле выставку авангарда, то мы в лучшем случае наберем пять художников. И это будет очень мало, что здесь скрывать. Я надеюсь, что мы сможем привозить сюда выставки оригинальных художников из других регионов. Мы попробуем насытить все галерейное пространство интересными событиями; я мечтаю привозить искусствоведов с лекциями, потому что изобразительное искусство надо объяснять, рассказывать, что это и зачем. Моя любимая тема: «Хватит жить убого – снимай ковер, повесь Ван Гога». Ковры со стен мы уже сняли, а картины еще не повесили. Я мечтаю плотно сотрудничать с нашим факультетом искусств. Кстати, взял на работу двух искусствоведов, замечательных студенток. Мне кажется, им будет интересно, и через пару лет они станут рулить арт-рынком, как заправские лоцманы. Потому что нельзя сидеть в выставочном зале просто так, нужно, чтобы это пространство работало. Нельзя быть сиделкой искусства. Хотя в детстве я мечтал работать в каком-то большом крупном музее вроде Эрмитажа. Мне казалось, это замечательная работа: сидеть на стульчике в окружении прекрасных картин и ничего не делать.
– Многие считают, что Барнаул – среда, не самая доброжелательная к творческим инициативам.
– Это вредоносная среда. Я давно взял на себя задачу расшевелить и исправить ее с помощью искусства. И в последнее время, когда я смотрю на людей и разговариваю с ними, мне все же кажется, что уже многие желают ее поменять.
Мне кажется, наступило время, которое способствует глобальным интеллектуальным переменам. Появился класс людей, которые нуждаются в искусстве, в культуре. Если мы учтем, что в Барнауле с окрестностями нас уже под миллион, – ну простите, мы давно не деревня. Это такая огромная масса людей! Ну и что нам, гордиться тем, что мы починили заводскую трубу и делаем трактор, который был изобретен в 1957 году? Давайте делать то, что не дымит. Давайте делать Барнаул культурной столицей Сибири. Я совершенно в этом уверен: дайте мне руль в руки, я за два-три года тут сделаю такую конфетку! Заявляю это всем. Не надо давать это комитету по культуре, у них рутина, им некогда. Давайте соберем рабочую группу: социолог, маркетолог, экономист, я – мы напишем все, посчитаем и начнем прыгать от денег, а не от идей. Есть деньги сереброплавильный завод из руин поднять и сделать культурную площадку – давайте делать. Нет денег – давайте делать крупный фольклорный фестиваль. Или давайте сделаем крупнейшую выставку реалистического искусства, назовем ее «Реальная Сибирь». Будем раз в два года приглашать 100 художников со всей Сибири и Дальнего Востока, возьмем на две недели в аренду Дворец спорта и все выставочные площадки, забабахаем выставку на три тысячи картин. Что мы там потратим – десять миллионов? А говорить об этом будет полстраны.
– Чем займется галерея в ближайшее время?
– Есть примерный план на полгода. Я обязательно воплощу в жизнь свою любимую идею про ковры и картины, развешу их в одном выставочном пространстве. У меня есть давнишняя мечта сделать выставку натюрморта. Я очень люблю натюрморты, это такой интересный жанр, который отошел на второй план, но на самом деле очень востребован зрителем. Правда, качество… Над качеством мы должны работать. Кстати, вот вспомнил: был у меня такой проект «Убей художника у ЦУМа». Слово «убей» мы как-нибудь уберем, конечно. В центре нашего города есть рассадник эстетического безвкусия и зла; такого зла от искусства. Меня это сильно возмущает – это как крысиный яд в чашке хорошего кофе. Почему многие люди не заходят в галереи – они посмотрели картины у ЦУМа и думают, что это и есть живопись.
Сейчас, к сожалению, часто слышишь вопрос: а на кого рассчитана ваша выставка? Кто ваша целевая аудитория? Я говорю: люди, вы не в магазине шуб. Мы занимаемся искусством, а оно востребовано всеми. Купить может не каждый, это, может, и не предмет роскоши, но и не товар первой необходимости, но смотреть-то его все любят. Всем нравятся картинки, просто одним «Мишки на Севере» с фантика, а другим, простите, Пикассо. Вот разное искусство мы и будем показывать.