30 августа 2019

В Поспелиху - расширять кругозор

Третий образовательный семинар для алтайских журналистов
Алтайский край славится своими просторами. Как выбраться и посмотреть все его уголки, если ты журналист «районки» и работаешь лишь в пределах своего района? Союз журналистов Алтайского края предоставил такую возможность и реализовал выездной семинар в Поспелиху 22-23 августа. Это уже третья поездка по президентскому гранту "Журналисты союзом сильны". Два дня сплотили людей ранее не знакомых, но объединённых общим делом. Экскурсии, встречи с новыми людьми и образовательная программа подарили впечатления и зарядили положительной энергией. Даже дождливая холодная погода не смогла омрачить журналистов, ведь их ждал поистине тёплый приём.

Не обошли «Новый путь» стороной


Ранним утром из Барнаула выехал микроавтобус в Поспелихинский район. По приезде после заселения в гостиницу и обеда журналисты должны были ехать знакомиться с главой района Игорем Башмаковым, но в распорядок ворвалось предложение от местных коллег посетить редакцию районной газеты «Новый путь». От этого невозможно было отказаться.
Первым делом журналисты заглянули в типографию. Стоит отметить, что поспелихинская газета - одна из немногих по всему краю, которая имеет свой печатный станок и создаёт самостоятельно полностью всё издание «от» и «до».

За технику здесь отвечает Андрей Шатаев – печатник и электрик (в случае поломки ремонт делает сам). Работать на станке обучался в «Алтайской правде».

Машина - американского производства, печатает около 5 тыс. экземпляров за 10 минут. Одно время здесь выпускались даже рубцовские издания, а на постоянной основе принимаются заказы на бланки, амбулаторные карты, журналы и т.п. Также из-под станка сходят полноценные книги, самая последняя была посвящена Поспелихинскому району.
Тираж газеты «Новый путь» составляет 4315 экземпляров, он весь расходится по жителям района. Андрей Шатаев вместе с коллегой по четвергам с самого утра на редакционной машине развозят свежую прессу. Только в самой Поспелихе нужно посетить около 600 адресов. И неважно, какая погода - дождь, снег или жара – редакционные «почтальоны» развозят газеты адресатам. Маршрут меняется в зависимости от того, кто оформил подписку.

После типографии участники семинара поднялись на крыльцо и открыли дверь самой редакции. Первое впечатление: светло и зелено. Пастельные тона и комнатные растения повсюду создают атмосферу уюта, в которой приятно работать. В прошлом году здесь сделали ремонт, тем самым повысив комфортные условия для штата редакции.
Гостей провели по кабинетам и показали, где работает главный редактор, где обитают корреспонденты, где делают рекламу - кстати, её верстают сами рекламщики.

Верстальщик Иван Решетняк также пригласил посмотреть его рабочее место. С 2014 года оформляет газету в программе InDesign. Осваивал программу сам, без посторонней помощи. Сначала просто брал готовые полосы, как наглядный пример, и воссоздавал их. Уже на третий выпуск газеты стало всё получаться, а дальше только набивал руку. Модульную сетку специально не разрабатывали, она «досталась в наследство и подгоняется по ситуации».

Так не хотелось покидать это душевное место, но новые встречи ждали журналистов. Каждый унёс памятную частичку в виде свежего выпуска газеты, ещё пахнувшего типографской краской.

На ошибках учатся

Основная образовательная часть была на второй день. В конференц-зале Поспелихинской администрации прошли семинары по прокачке профессиональных знаний.
Первой перед журналистами выступила Елена Нестеренко, заместитель редактора газеты «Алтайская нива». Она напомнила, как должен выглядеть и оформляться материал по своим основным частям: заголовок, лид, текст – одно целое. А также отметила основные ошибки, которые допускают чаще всего в районных изданиях. Это не было сухой лекцией, всё подкреплялось примерами. Вдобавок Елена вела диалог с присутствующими, разъясняя то, как было бы лучше использовать или не использовать те или иные языковые средства.
Наиболее встречающейся ошибкой оказалось использование канцеляризмов – официальных, штампованных фраз. Кажется, что они добавляют важности, какой-то весомости тексту, но это не так. Они лишь препятствуют восприятию информации, так как несут очень мало смысла. Кстати, понятие «канцеляризм» ввёл в обиход Корней Чуковский, известный не только как детский писатель, но и как опытный переводчик. Изначально появилось слово «канцелярит», которое он определял как болезнь, носители которой – чиновники, разговаривающие готовыми фразами.

Для более сильного понимания темы спикер провела своего рода интерактив, предлагая слушателям самим «перевести на русский язык» примеры канцеляризмов.
Современный читатель – кто он?

Прогресс не стоит на месте, а вместе с ним меняется и восприятие информации. Матвей Эргардт, журналист, директор коммуникационного агентства, рассказал и четко закрепил по пунктам то, каким стал современный читатель, и как он уделяет своё внимание текстам в СМИ.

Аудитории сейчас не интересен статус людей, гораздо важнее то, что они делают и создают. Допустим, герой публикации директор предприятия. Это ни о чем не говорит, а вот то, что он владеет несколькими иностранными языками и ведёт свой блог, уже зацепит внимание. Читатель ищет в текстах для себя выгоду и пользу, может быть, пример для подражания или мотивацию. Именно поэтому важную нишу сейчас заняли блогеры, которые чему-то учат.

Стабильность, которая присуща районным изданиям, часть людей отталкивает. Уже скучно читать одну и ту же рубрику в один и тот же день каждую неделю. Читатели стали нелояльными и более свободными, нежели предыдущие поколения, и в то же время сильно подверженные стороннему мнению.

Матвей Эргардт называет их «детьми фастфуда», которые любят простой мир, а значит, и простую информацию, для понимания которой не нужны «вилка и ложка». Подача фактов должна нести вау-эффект, который насытит немедленно в момент прочтения.
Популярность набирает нетворкинг – полезные знакомства. Важно рядом иметь правильный круг общения, который сможет удовлетворить любые потребности, будь то помощь или получение знаний и информации. Это значит, что читателю интересно будет узнать из СМИ о достижениях или событиях в жизни ближнего окружения, нежели представителя большего социума.

Все мы - рыбки

Следующим выступил Андрей Никитин, заместитель главного редактора газеты «Алтайская правда». Он наглядно показал и разобрал сайты газет, представители которых находились в зале. Основной упор был сделан на заголовки. «Они не должны дублировать газетные. Никаких метафор и общих фраз, лучше прямо рассказать, о чём материал. Используйте глаголы, действия всегда интересны».
Продолжая тему своего коллеги Матвея Эргардта об изменении аудитории, Андрей Никитин привел интересное сравнение. Современные читатели – это аквариумные рыбки. Здесь постучали, там светом приманили, тут прикормили, и они быстро плывут в этом направлении, привлеченные новой информацией. Главное правильно подать сигнал, чтобы они (читатели) обратили внимание. Это может быть, например, броский заголовок или яркая фотография.
Районные газеты зачастую страдают от нехватки новостей. И это заблуждение.
«Новости есть везде, даже в этом зале, - говорит спикер. - Посмотрите на надписи на своих местах (каждое место было закреплено за определённым членом местной администрации) и найдите иностранное имя».

«Син Ген Хва» - раздалось из зала. И сколько сразу вопросов появилось: кто это? Какую должность занимает? Как вообще появился этот человек в Алтайском крае? Поспелихинские журналисты объяснили, что эта женщина с корейскими корнями, которую все зовут Елена Борисовна, хоть и по документам у неё иностранное имя. Для местных не оказалась ничего удивительного, но для гостей из других районов стало занимательной историей, которую можно смело брать за основу журналистского материала.

Помимо экскурсий и семинаров была ещё одна важная часть, не прописанная в программе, без которой поездка не была бы такой насыщенной. И это общение. С жителями Поспелихинского района и между журналистами. Постоянный обмен мнениями по тому или иному вопросу, рассказы о своём районе, о своей редакции позволили составить в голове каждого участника представление о жизни и работе на разных территориях Алтайского края. Что, без сомнения, ценно и памятно.

Осталось добавить последнее. Эта замечательная, познавательная поездка стала возможно благодаря тому, что проект Союза журналистов Алтайского края «Журналисты союзом сильны» поддержал «Фонд президентских грантов».

Светлана Молоканова