04 июля 2013

Алтай многонациональный. Татары.

Шаг в историю

Расселялись сибирские татары преимущественно по берегам водоёмов. Поселения назывались вначале юртами, позже – аулами. Занимались охотой, рыболовством, собирательством, земледелием. Было распространено скорняжество, постройка телег, саней и прочей хозяйственной утвари. Из одежды носили шаровары и рубашки, шапки на меху, овчинные тулупы, из обуви – кожаные сапоги. Традиционно семьи были большими. «Четверо детей – не семья», - говорили люди в то время. Только с появлением пятого ребёнка (желательно мальчика) мужчина получал уважение в обществе. В армии служили все мужчины. Не служившему юноше запрещалось жениться. Среди татар всегда была востребована образованность. На неграмотного татарина соплеменники смотрели с презрением, он не пользовался уважением. Образование же предполагало наличие письменности. В древности это была пиктографическая письменность (рисунки на скалах), позже – рунические письмена. В IX веке возникла арабская письменность, просуществовавшая почти тысячу лет. В начале XX века официальным алфавитом татарского языка становится литиница, чуть позже – новая письменность, основанная на русском алфавите. Ценностные ориентиры сибирских татар базировались на религиозных (исламских) канонах, народных обычаях и обрядах. С XVII века шло активное сближение сибирских татар с русскими. В этот период распространились смешанные браки, что привело к отказу части татарского населения от ислама и переходу в христианство. Старожилы Барнаула помнят, что в начале XX века в районе овчинно-меховой фабрики (в народе более известной как «овчинка», а в то время сад-город) располагалось место компактного проживания татар, работала татарская школа, на ул. Некрасова находилась мечеть, которую посещали, в том числе, и татары. Новая волна переселения татар на Алтай из других регионов России пришлась на 2010-2020 годы. Большинство переселенцев прибывало из Башкирии, Поволжских губерний (Пензенской и Саратовской), Татарстана. Голод и тяжёлая жизнь гнали людей на Алтай. Засуха 1919-1921 годов в Поволжье заставила уехать многие семьи. Большинство из них осели в Барнауле, где прокормить семью было полегче. Татары-переселенцы заняли своё достойное место в жизни Алтайского края и Барнаула. Наряду с представителями других наций они участвуют в строительстве, культурной, общественной, политической, экономической жизни Алтая.

Обряды татар при рождении ребенка

Целый ряд обязательных обрядов сопровождал и рождение ребенка. Раньше роды принимали повивальные бабки - бала эбисе (повитуха). Занятие повитух называли эбилек. Повитуха отрезала и завязывала пуповину, обмывала младенца, заворачивала его в нательную рубаху отца. Затем совершался ритуал авызландыру («дать отведать»). В тонкую ткань заворачивали комок разжеванного с маслом и медом хлеба, делали что-то наподобие соски и давали пососать новорожденному. Иногда просто обмазывали рот ребенка маслом и медом или медовым раствором - зэмзэм су. На следующий день происходил обряд бябяй мунчасы («детская баня»). Топилась баня, и повитуха помогала помыться роженице и искупать младенца. Через несколько дней устраивали обряд исем кушу (имянаречения). Приглашали муллу и гостей - мужчин из числа родственников и знакомых семейства, накрывали стол с угощениями. Мулла читал молитву, затем к нему подносили ребенка, и он обращался к Аллаху, призывая его принять новорожденного под свое покровительство. После этого нашептывал на ухо младенцу его имя в арабском звучании. Имена детям подбирали, как правило, муллы, имевшие специальные календари с именами. Считалось, что от имени зависит дальнейшая судьба ребенка. К древним традициям татар относится и обряд угощения бябяй ашы. В течение нескольких дней подруги, соседки и родственницы роженицы приходили навестить ее и приносили с собой угощения и подарки.

Традиции татарского костюма. Украшения

В комплекс женского традиционного костюма включаются украшения: головные, шейные, нагрудные, ручные. В более или менее полном наборе они входили в костюм новобрачной и молодой женщины, особенно в праздничные комплексы. В повседневной жизни, а также с возрастом некоторые из них исключались. Но такие украшения, как серьги, накосники, бусы, браслеты и перстни носились до самой смерти. Металлические (ювелирные) украшения выделывались местными мастерами-ювелирами. Основным материалом служило серебро, для декоративного оформления использовались драгоценные и полудрагоценные камни, особенно бирюза и сердолик, которым приписывалось магическое значение (приносит счастье, любовь; отгоняет злые силы, "дурной глаз"). Характерными приемами декорировки металлических украшений были скань с инкрустацией, гравировка, чекан и штамп, чернение. Древнему (монументальному) стилю одежды соответствовали большие ажурные (сканые), часто с подвесками, отделанные камнями украшения. В качестве украшений использовались также серебряные монеты, кораллы, перламутровые пуговицы. В конце 19 - начале 20 вв. традиционные украшения испытали заметные изменения: вышли из моды массивные воротниковые застежки, нагрудные перевязи, а еще раньше - налобные и большие ажурные серьги; появились другие, отвечающие новому стилю одежды элементы: цепочка с амулетом, брошки, небольшие накосники, узкие браслеты; много было и завозных украшений, особенно сережек, бус, перстней.

Кулинарное искусство татар

Кулинарное искусство татарского народа богато своими национальными и культурными традициями, уходящими в глубь веков. В процессе многовековой истории сложилась оригинальная национальная кухня, сохранившая свои самобытные черты до наших дней. Одной из особенностей традиционного стола является разнообразие мучных изделий. Пресное и дрожжевое тесто делают двух видов — простое и сдобное. Для сдобы добавляется масло, топленое сало (иногда конское), яйца, сахар, ваниль, корица. К тесту татары относятся очень внимательно и хорошо умеют его готовить. Татарская кухня очень богата изделиями из сдобного и сладкого теста: чельпек, катлама, кош теле, ляваш, паштет и т. д., которые подаются к чаю. Некоторые сдобные изделия — по содержанию и способу приготовления типичные для многих тюркоязычных народов — подвергались дальнейшему усовершенствованию, образуя оригинальные национальные блюда. Одно из таких оригинальных блюд — чак-чак является обязательным свадебным угощением. Чак-чак приносит в дом мужа молодая, а также ее родители. Чак-чак, завернутый в тонкий лист сухой фруктовой пастилы, является особо почётным угощением на свадьбах.

Чак-чак (один из старинных рецептов)

Берутся яйца, мука, соль и замешивается тесто (без воды и молока). Оно не должно приставать к рукам и должно быть достаточно крутым. Тесто разделывают на куски весом 50-60 г. Затем раскатывают тонкий длинный жгут, так чтобы при нарезке получились шарики в виде мелкого горошка, которые жарят во фритюре, поливают медом, перемешивают и укладывают на маленький поднос тонким слоем (примерно в два пальца). Остывший чэк-чэк нарезается квадратиками, укладывается в вазу горкой и подается к чаю.

Материалы предоставлены Закиром Сагитовым; использована информация с сайта: «Виртуальный музей «Каждый народ - золотой фонд России».

Людмила Попова