06 февраля 2014

Чтобы получить ответ, нужно правильно задать вопрос

Главной задачей, которую ставили перед собой общественники, это попытка выяснить причины, которые тормозят развитие сферы массовых коммуникаций, как инструмента развития гражданского общества. Наличие в Алтайском крае более 400 официально зарегистрированных СМИ - это серьезная цифра, которой может похвастать далеко не каждый регион. И дело не только в количестве СМИ, они имеют неплохие качественные показатели. Например, краевая газета «Алтайская правда» - одна их самых тиражных газет, ежемесячная аудитория сайтов ИА «Амител», ИД «Алтапресс» составляет 2,5 миллиона просмотренных страниц и около 700 тысяч уникальных посетителей. Есть яркие примеры активного развития и муниципальных изданий, получивших в минувшем году высокие награды российского уровня. Обсуждая свободу и ответственность СМИ, а также уровень доверия к ним со стороны населения, участники мероприятия отметили, что, несмотря на ужесточение законодательства и принятие новых нормативных актов, в законодательной базе остается еще много лазеек, которыми пользуются недобросовестные участники рынка масс-медиа. Это касается «проплаченных» блогеров, непрофессиональных и нецензурных комментаторов, лоббирования на интернет-ресурсах, не имеющих официальной регистрации, интересов отдельных людей и группировок и многое другое. В частности, профессор кафедры политологии АГУ, доктор политических наук Ярослава Шашкова привела данные исследования, в котором приняла участие тысяча жителей Алтайского края. «Самая критически настроенная аудитория – это потребители интернета. 40% опрошенных никому не доверяют. Аудитория газет – информированные люди, которые интересуются политической ситуацией, состоянием экономики, экологией и т.д. Уровень недоверия здесь 29%. Более критичное мнение показало телевидение, его аудитория также мало кому доверяет и в большинстве своем негативно оценивает ситуацию в стране и регионе. Очевидно, влияние на это оказывает подборка сюжетов, поскольку исследование показало более позитивную тональность подбора материала в печатных СМИ», - рассказала Ярослава Юрьевна. В обсуждении была затронута тема и влияние на аудиторию такого явления, как блогерство. Например, Андрей Козицин, блогер и автор программы радио "Серебряный дождь" высказал мнение о том, что у блогеров региона больше ответственности перед своей аудиторией. «Это настоящая гражданская журналистика, алтайских блогеров никто еще «не купил», они говорят то, что думают. В то же время различные крупные он-лайн ресурсы дают новости либо нейтральные, либо оправдывающие бюджет. А вот если блогер хоть раз выскажет не свою, неадекватную точку зрения, аудиторию может потерять навсегда, а уж доверие-то, точно», - подчеркнул он. На вопросы о том, почему СМИ неохотно публикуют информацию о деятельности некоммерческих организаций, ответил заместитель начальника управления Алтайского края по печати и информации Максим Герасимюк: «В регионе создан информационный портал НКО, который достаточно активно заполняется. По итогам 2013 года на нем размещено более 1,7 тысяч информационных материалов, свыше 60 фоторепортажей, зафиксировано 499 тысяч посещений. Наибольший всплеск посещаемости был зафиксирован в то время, когда проходила акция «Бессмертный полк Алтая». Считаю, что для привлечения СМИ к своей деятельности, общественным организациям необходимо искать какие-то маркетинговые шаги, которые заинтересуют СМИ. Например, акция «Снежный десант», реализация грантов по программе «Местная инициатива», гранты в сфере развития малых предпринимательских форм, акция «Солнечные детки» и так далее. Если НКО и СМИ увидят общий интерес, они друг друга найдут». Подводя итоги, модератор круглого стола, член Общественной палаты Алтайского края Сергей Канарев сказал: «Чтобы получить ответ, нужно уметь правильно задать вопрос. Гражданское общество, представителем которого является Общественная палата края, этому еще только учится. И то, что мы смогли найти поддержку и одобрение своего любопытства в среде масс-медиа, говорит о многом. Не смотря на то, что рынок СМИ столкнулся с поиском оптимальной финансово-экономической модели выживания, главными здесь по-прежнему остаются темы общечеловеческие». Справка: На сегодняшний день в Алтайском крае зарегистрировано 405 «живых», действующих СМИ: периодических печатных изданий – 270, телеканалов и телепрограмм – 67, радиоканалов и радиопрограмм – 42, информационных агентств – 16, иных электронных средств – 10.
Текст Олеси Матюхиной