09 июля 2014

Деюбт. Пишут студенты-журналисты

Юлия Шишаева

Максим Викторович Герасимюк, заместитель начальника управления Алтайского края по печати и информации, поделился своим опытом в сфере журналистики и рассказал о сегодняшнем состоянии корпоративных изданий. Наш собеседник работал 17 лет в ИД «Алтапресс». Начинал рядовым корреспондентом в газете «Свободный курс», позже стал редактором газеты «Ваше дело». В октябре 2011 года Максим Викторович занял пост руководителя объединенной редакции ИД «Алтапресс», в рамках которого руководил редакционной работой газет «Свободный курс», «Ваше дело», «Печки-Лавочки», а также сайта и радиостанции «Серебряный дождь» в Барнауле.

- Как Вы считаете, какое место в журналистике занимает корпоративная пресса?

- Для начала давайте определимся с понятийными категориями. Под корпоративной прессой принято понимать официальные издания крупного и среднего бизнеса. Многие из них достаточно давно живут на рынке, весьма неплохо чувствуют себя в современной конкурентной среде, поскольку имеют устойчивое финансирование от самой корпорации, а также стабильное читательское ядро. Но я лично все-таки расширяю для себя понимание «корпоративной прессы» и включаю в него узкоотраслевые издания, которые, по большому счету, существуют для удовлетворения потребностей в чтении какой-либо группы специалистов. Конечно, такие СМИ именуются «отраслевыми». Но, на мой взгляд, в значительной степени аудитории корпоративной и отраслевой прессы пересекаются. Думаю, в наши дни медийный рынок переживает такой период сегментации, при котором корпоративные СМИ могут достойно конкурировать с теми же газетами общего содержания. Это во многом связано с активным развитием Интернета. Он влияет как на перераспределение читательской аудитории, так и на финансово-экономическое состояние газет общего содержания. С одной стороны, сетевые и печатные корпоративные издания сохранили своего читателя. С другой, в том же Интернете появились сотни других информационных площадок, заточенных под интересы определенной группы лиц. Например, люди, которые любят читать про вязание, раньше покупали соответствующий журнал, а теперь они просто читают нужный сайт. А если уж им приходится выбирать между подпиской на свой любимый «журнал по интересам» и газетой общего содержания, то, скорее всего, они откажутся от газеты. Новости с комментариями они могут почитать и в Интернете. С течением времени этот процесс будет развиваться, в пользу корпоративных изданий. Количество читателей у газет общего содержания будет сокращаться, если только они не перейдут в бесплатный формат, а у корпоративных изданий – всегда останутся преданные читатели. Ядро этой аудитории будет стабильным.

- На Западе почти у каждой компании есть свое издание. Как Вы думаете, будет ли развиваться корпоративная пресса в России?


- Она давно уже развивается. В том числе – в Алтайском крае. Сегодня очень многие компании имеют свои издания. Я не буду говорить о России, расскажу вкратце о ситуации в Алтайском крае. Во-первых, система корпоративных СМИ сложилась у нас еще в советское время, когда многие заводы имели многотиражки. Большая часть из них существует и сегодня. Я знаю, что есть хорошее корпоративное издание у ОАО «Сибэнергомаш», интересное издание у «Барнаултрансмаша» и т.д. Руководители компаний используют многотиражку как инструмент, который бы объединял людей с точки зрения соблюдения корпоративных интересов и формирования корпоративной культуры. Это закономерно, поскольку контентную тональность таких изданий задают руководители компаний, и свою идеологическую линию они стараются довести до каждого сотрудника предприятия. Во-вторых, в крае за прошедшие годы выросли многие компании, где также почувствовали потребность в наличии собственного СМИ. Например, у компании «Мария-Ра» есть газета. И это не то издание, где публикуется, какие сегодня товары по акции продаются, а действительно корпоративная пресса, в которой рассказывается о том, как торговая сеть развивается, какие люди в ней работают, какие задачи решают и т.д. Таких примеров много, поскольку руководители таких быстрорастущих корпораций рассматривают подобные издания не как игрушку, а как фиксирование своих лидирующих позиций на рынке.

- В чем, на Ваш взгляд, главная задача профессиональных журналистских изданий?

- Если мы говорим об отраслевом журналистском издании, то, на мой взгляд, оно может рассматриваться как площадка для обмена опытом и знаниями. Как бесплатный тренинг, когда на чужом примере можно изучить новые технологии, увидеть новые продукты, изготовленные коллегами. Во-вторых, такие издания обязаны помогать заглядывать в будущее. Они должны расширять горизонты стратегического мышления руководителей СМИ. К примеру, кто мог бы предположить 10 лет назад, что можно будет читать новости через сотовый телефон. Но тот, кто первым узнал об этом и осознал, что такое возможно, тот сегодня оказался лучше готов к изменениям рынкам. В-третьих, подобные издания должны подталкивать журналиста к развитию универсальных технологий в своей работе. Я имею в виду конвергентную журналистику, когда утром корреспондент ведет программу на радио, днем пишет новости на сайт, а вечером – газетные материалы. К тому же он должен быть еще немного фотографом, немного дизайнером, чуть-чуть администратором сайта. Вся эта работа требует от современного журналиста умения владеть новейшими технологиями и самыми современными средствами коммуникации. А получить эти навыки он мог бы в том числе в отраслевом журнале. Сейчас очень многие издательские дома внедряют технологию «объединенной редакции» и рассказывают об этом своим коллегам, в том числе на страницах журналов. Есть и еще один блок вопросов, который должен обсуждаться на страницах такого журнала. Это тема эффективности, самоокупаемости СМИ. Ведь важно не просто создать сайт, а научиться его монетизировать. А зарабатывать достойные деньги в Интернете научились пока единицы.

- Вы бы посоветовали журнал «Формат» начинающим журналистам?


- Я бы посоветовал постоянно читать отраслевые издания. И «Формат», и «Журналист», и многие другие. Если вы всерьез пришли в профессию, то должны знать, как развивается ваша отрасль, что будет ценным на рынке завтра. Чтобы развиваться и профессионально совершенствоваться, молодому журналисту необходимо постоянно читать качественную прессу и заходить на современные сайты.

- Как Вы думаете, какие основные ошибки допускают молодые люди, делающие первые шаги в журналистике?

- Самая большая ошибка, что они любят слушать себя, хотя по идее нужно слушать своих собеседников. Есть журналисты, которые зададут 2-3 вопроса, но так расположат к себе человека, что он будет много и подробно рассказывать. Но для того, чтобы «включить собеседника», нужно хорошо понимать, с каким материалом ты работаешь. Нужно показать собеседнику, что ты искренне интересуешься той темой, которая его волнует, в которой он считается экспертом. Одними дежурными вопросами успеха не добьешься. Кроме того, сегодня молодые журналисты думают, что как только они придут на рынок, то к ним придет богатый дядя и скажет: «Вот вам зарплата 50 тысяч, вы - гениальны». Но так не бывает. Необходимо понимать, что ты должен в этой профессии создать себе имя, позже оно будет работать на тебя. - Какую острую проблему современного медиасообщества Вы можете выделить? - Основная проблема – это поиск такой экономической модели, которая позволит изданиям быть современными, самодостаточными и независимыми. Многие авторитетные издатели бьются над этой проблемой, но только единицам удается ее решить.

- Есть мнение, что в недалеком будущем газет не будет вообще, их заменит Интернет. Как Вы думаете, что ждет корпоративные СМИ, в том числе профессиональные журналистские издания?

- Думаю, что все будет в порядке с ними. Я уже говорил ранее, что у любого корпоративного издания аудитория сформирована и стабильна. Такое издание разговаривает с читателем на одном профессиональном языке, они интересны друг другу. Корпоративная пресса может одновременно развиваться в двух форматах – бумажном и электронном. И это позволяет сделать его положение на рынке более устойчивым.