«Правовых санкций не последует»

У нас предусмотрен комбинированный метод доставки, не только почта. Хозяйствующие субъекты, могут получить бланки отчетов и заполнить их одновременно со сдачей текущей статистической отчетности. Кроме того, мы будем использовать метод интервьюирования. Ведь у респондентов могут возникнуть затруднения при заполнении форм. Мы будем приглашать их и работать индивидуально.

- Приглашение будет обязательным?

- Предприниматель обязан предоставить отчет, это закреплено законодательно. А как он это сделает – его выбор. Он может выслать форму по почте. Может нам привезти сам. Мы его можем проинтервьюировать по телефону. И, наконец, отчет может быть прислан нам по электронной почте. Сейчас разрабатывается программное обеспечение, позволяющее присылать такие отчеты с электронной цифровой подписью.

- Высока вероятность того, что не все предприниматели вовремя предоставят данные. Что вы будете делать?

- Все хозяйствующие субъекты будут разделены на три группы: статистически значимые, статистические незначимые и значимость которых не определена. Разделение происходит по двум критериям: численность работников и выручка от реализации товаров (работ, услуг). Предприниматели, не предоставившие данные, будут обследоваться в зависимости от того, в какую группу они попадут. Статистически значимые должны быть обследованы в полном объеме в любом случае. У нас предусмотрено создание специальной службы для этого, в ее состав войдут интервьюеры, которые должны будут дойти, дозвониться до каждого статистически значимого хозяйствующего субъекта. Кроме того, к статистически значимым будут отнесены все субъекты малого бизнеса, получающие государственную поддержку, осуществляющие редкие и единичные виды экономической деятельности. Остальные будут обследованы на выборочной 30%-ой основе. Эта работа будет проводиться в течение апреля и мая.

 - Как будут эти данные обрабатываться?

- Отчеты, представленные в электронном виде, будут сразу внесены в нашу базу. Бумажные бланки мы отправим в Москву, где стоят мощные считывающие сканеры. Их электронные версии будут возращены нам. Мы создадим базу первичных отчетов. И начнется процесс логического и формального контроля.

- Что этот процесс предполагает?

- Люди есть люди, и они имеют свойство ошибаться. Бывает, что данные внутри одного бланка не вяжутся между собой. Заложенный в программу контроль – как арифметический, так и логический - позволяет такие ошибки фиксировать. Затем проводится кодирование. Что это такое? Хозяйствующие субъекты дают нам информацию в понятном для себя виде. Мы же используем общероссийские классификаторы, чтобы информацию систематизировать и обработать. В декабре 2011 года у нас уже будут сформированы согласованные базы первичных данных и сводных итогов.

- Какие основные вопросы содержат формы?

- Малые предприятия должны предоставить сведения об уставном капитале, численности работников, фонде начисленной зарплаты, объеме и структуре выручки от реализации товаров, услуг. Если организация оказывает услуги населению, то мы просим описать их вид. Если предприятие занимается промышленным или сельскохозяйственным производством, то мы спрашиваем наименование продукции, то есть что именно они произвели, в каком объеме. Важнейший для нас показатель по малым предприятиям – виды затрат на производство товаров. Эта информация нужна для расчета ВРП. Круг вопросов для индивидуальных предпринимателей несколько уже.

- Органы статистики и до этого обследования регулярно собирали информацию о работе малого бизнеса. Зачем нужно масштабное исследование?

- Такая форма обследования определена в федеральном законодательстве. В текущем режиме мы исследуем этот сектор на выборочной основе: по малым предприятиям – 20%-ая выборка с периодичность раз в квартал, а  микропредприятия и индивидуальные предприниматели по основной форме отчитываются раз в год. А ведь это очень быстро меняющийся рынок, он реагирует на любые изменения. А мы его обследуем выборочно. И данные года используем при оценках в течение всего последующего года. Поэтому законодательством предусмотрено, что раз в пять лет мы должны проводить сплошное обследование в сфере малого и среднего бизнеса.

- Каково общее число предприятий, которое вам предстоит обследовать?

- 31 тыс. юридических лиц, 72 тыс. физических лиц, около 4 тыс. крестьянских хозяйств.

- Как была сформирована эта база?

- Основа - это данные статистического регистра. Плюс использованы данные налоговой инспекции, которая предоставила нам просто перечень налогоплательщиков. Плюс мы запрашивали реестры получателей господдержки в управлении по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры, в управлении по пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности, в управлении по труду и занятости населения, в фонде социального страхования, в пенсионном фонде.

От того, как будет сформирован этот перечень, во многом будут зависеть и результаты. Многие субъекты бизнеса значатся в регистре, но неизвестно, работают они или нет. Какие-то предприятия уже переехали. Если бы мы просто отправили письма по тем адресам, которые у нас значились, то часть писем нам бы просто вернулась. Есть и другая проблема: чтобы предприятию письмо было доставлено, у него должен быть заключен договор с почтой. Если такого договора нет, наше письмо вернется. Поэтому мы сейчас занимаемся тем, что уточняем фактические адреса хозяйствующих субъектов.

- Выходит, что незаконно работающие предприниматели этим обследованием охвачены не будут?

- Незаконные виды деятельности статистикой не учитываются в принципе: ни в данном обследовании, ни в текущей деятельности. В текущей работе мы учитываем неформальный сектор экономики, но это несколько другое. Это та часть деятельности, которая никак не отражена в бланках отчетов.

- Когда окончательные данные обследования будут готовы?

- Предварительные данные будут опубликованы в декабре 2011 года, а окончательные - по всем показателям – до 1 июля 2012 года. Благодаря этим данным будут уточнены оценки, параметры малого предпринимательства, его вклад в экономику. Кроме того, информация будет сведена не только в целом по стране и по регионам, но и по муниципальным образованиям – то, чего в текущей статистике нет. В муниципальной статистике формируется информация только по крупным и средним предприятиям. Также эта информация будет использована для прогнозов развития этого сектора. Кроме того, она станет основой для следующего исследования – обследования затрат, которое будет проводиться в стране в 2012 году, а оно в свою очередь необходимо для составления базовых таблиц «затраты - выпуск», которые дают возможность оценить параметры экономики, межотраслевые связи и структурные пропорции.

- Выходит, что обследование бизнеса будет строиться исключительно на доверии предпринимателям. Ведь они могут вписать в анкеты данные, которые посчитают нужными. Предусмотрена ли процедура проверки данных, согласования их с другими ведомствами?

- Взаимообмен первичной информацией между ведомствами не предусмотрен, более того, он противоречит законодательству. Вся информация конфиденциальна. Ни налоговая инспекция, например, не дает нам свою информацию, ни мы ей – свою. Такие данные в принципе не подлежат передаче никаким третьим лицам. И обрабатывается информация с обеспечением требования защиты информации от несанкционированного доступа. И публикация данных осуществляется так, что первичные данные не фигурируют. 

Теперь о достоверности данных. У органов статистики нет полномочий проверять полученную информацию. Это обязанность отчитывающегося - предоставлять достоверные данные. Мы лишь отслеживаем логику в информации. Ведь иногда предприниматели не умышленно искажают информацию, они могут просто ошибиться. Что касается умышленных действий… Нужно понимать, что основная цель обследования – это, конечно, получение достоверной и полной информации о том, в каком положении находится сектор малого предпринимательства. И она нужна-то в первую очередь самому бизнесу. Фактическое положение дел позволит принять экономически выверенную, правильную политику в этой сфере, в том числе определить характер и объем господдержки. Сегодня ставится задача по увеличению доли занятых в этом секторе. Чтобы выполнить ее, необходимо вкладывать в эту сферу. А как распределять средства? А какие отрасли больше нуждаются в инвестициях? Наши данные помогут получить ответы на эти вопросы.

- Если смоделировать такую ситуацию: руководитель малого предприятия честно отвечает на все вопросы, выясняется, что, согласно предоставленным данным, его предприятие относится уже к числу средних и бизнесмен должен платить, например, больше налогов. Могут ли в отношении него последовать какие-то санкции?

- Нет. Во-первых, эта информация никому не передается. А во-вторых, типизацию объектов органы статистики осуществляют исключительно в статистических целях, чтобы сформировать информацию отдельно по крупным, малым и средним предприятиям. Никаких правовых последствий эти действия не влекут.

- Если предприниматель откажется участвовать в переписи, какими могут быть последствия?

- Есть кодекс об административных правонарушениях. В соответствии с ним предусмотрено наложение административного штрафа за не предоставление статистической информации или за искажение данных.

Но мы все-таки проводим большую разъяснительную работу и надеемся, что хозяйствующие субъекты Алтайского края отнесутся к мероприятию ответственно.

9 Декабря 2010 Сельхоз-перепись