СЖР против «Почты России»: борьба без правил

Плюс к этому, почтовые ящики у граждан часто разворовываются, подписная цена остается достаточно высокой, несмотря на стабильные почтовые тарифы. Может из-за этих факторов подписка в РФ год от года сокращается. Поэтому мы разделяем беспокойство СЖ о проблемах доставки подписных изданий в РФ. Но на этом наш консенсус завершается.

Вся дальнейшая аргументация документа вызывает, как минимум, удивление, и, как максимум, возмущение. Удивление в части некомпетентности и непрофессионализма авторов заявления СЖ, а возмущение, потому, что в нем прослеживается негосударственный и неконституционный подход. К серьезной общероссийской проблеме авторы заявления СЖ пытаются найти ключи не там, где их потеряли, а там, где светло. Задавшись благородной целью поддержать газету «Вятский край», СЖ, по сути, вмешивается в спор хозяйствующих субъектов и подменяет арбитражные суды, пытаясь дать собственную трактовку экономическому спору. Называя «Почту России» зарвавшимся монополистом, уважаемый Союз журналистов в погоне за красным словцом, по сути, оскорбляет большую и серьезную структуру, выполняющую серьезные государственные задачи как системообразующее общероссийское предприятие. Кстати, почта на рынке доставки прессы не является монополистом. В России имеется более ста альтернативных структур, организующих подписку и доставку прессы. Многие редакции, кстати, также организуют доставку и подписку в формате редакционной подписки.  И сегодня около 15% выпускаемых в стране газет и журналов доставляется по альтернативной подписке. Но самое забавное в заявлении СЖ, что можно отнести к области экономического графоманства – это экономический пассаж. В документе говорится, что почте надо «заниматься доставкой периодики населению, а уже потом думать о норме прибыли и дополнительных коммерческих услугах». Заявив эдакое, и вызвав смех у просвещенной публики, авторы подтвердили, что мало что понимают в рыночных реалиях нашей жизни и уж постеснялись бы высказываться не по своей теме.

Хорошая журналистика, как известно, о чем так часто твердит Ясен Засурский, должна предусматривать глубокое изучение темы, и только потом написание заметки по заданию редакции.

Экономика доставки подписных изданий, это серьезный вопрос. Это процесс не благотворительный, а технический, требующий определенных затрат. И если не думать о прибыли и не наращивать экономический потенциал за счет дополнительных доходов, доставка прессы станет просто невозможной. И сегодня она является убыточной для «Почты России», несмотря на дотации государства. 3 млрд. государственной поддержки «Почте России» покрывают только 80% затрат по доставке прессы, недостающие суммы почта добирает из других доходов от других услуг.

СЖ мог бы выяснить, что у почты на 70% изношен парк почтовых вагонов и автомобилей. Изношена и устарела техника в сортировочных узлах. В стране 42 тыс. отделений связи, не хватает средств на их содержание и оснащение. И сети ОС грозит сокращение. Почтовые работники, почтальоны в регионах получают 4-5 тыс. рублей в месяц. Из чего следует, что почту надо не поносить оскорбительными текстами, а помогать всем миром.

Удивил меня и следующий пассаж: «Сегодня по среднему показателю проникновения ежедневной и еженедельной прессы на душу населения Россия находится на одном из последних мест в мире». По доставке прессы на душу населения из развитых стран хуже обстоят дела в Италии – 25% от всех тиражей в стране доставляется по подписке, в Великобритании – 12%, в Австрии – 10%, в Испании – 6%.

И последнее, что хотелось бы сказать по фактической стороне заявления СЖ. Споры между «Вятским краем» и УФПС вовсе не связаны с доставкой прессы в формате последней мили, т.е. от отделения связи до почтового ящика. Непонимание здесь возникло вокруг доставки подписных тиражей от типографии до районных ГЖУ. И только от этих центров, собственно говоря, доставка осуществляется почтой за счет подписных средств. И замечу также, что эта практика по доставке изданий до почтового сортировочного узла изданиями применяется не только в России, но и во всех странах, где почта работает с подпиской.

Вот почему я призываю авторов заявления СЖ сначала пройти ликбез в части почтовых технологий, а потом писать заметки в формате заявления.

А.В. Оськин

Председатель Правления

Ассоциации распространителей печатной продукции

20 Января 2011