28 сентября 2015

Обращение к депутатам и губернатору по вопросу возвращения всенародных выборов мэра в Барнауле.

Введение процедуры назначения сити-менеджера, по сути, перенесло ответственность за принятое решение о кандидатуре на данную должность на краевую власть и лично на губернатора. В связи с этим считаем, что возбуждаемые в настоящее время уголовные дела в отношении назначенных глав местных администраций бросают тень и на самого руководителя региона, что недопустимо. Всенародные выборы главы исполнительной власти муниципалитета, по сути, сводятся к выбору одним избирателем – губернатором, а все искусство избирательной кампании заключается в борьбе финансово-бюрократических групп за «доступ к уху» губернатора.

Подобная практика формирует безразличие и неверие граждан в избирательные процедуры, ведут к абсентеизму (уход граждан от ответственного принятия решений) стремительно снижается и явка избирателей, зачастую не превышающая и 20%, снижается содержательный уровень кампаний, нет борьбы идей, мнений, стратегий развития муниципалитетов, активного участия институтов гражданского общества, которые могут в кризисное время стать источниками развития и роста.

Сторонники назначения сити-менеджеров (ЛДПР) тем не менее, оговариваются, что уголовные дела порождаются несовершенством самой процедуры назначения и предлагают поиск предельно честных и компетентных кандидатур, однако, по мнению многих, данные требования выглядят утопично.

Отмена всенародных выборов мэров имеет и другие негативные последствия – снижается легитимность власти и тем самым повышаются социальные риски; растет апатия населения и падает значение гражданского общества, возрастут коррупционные риски. Местное самоуправление, вопреки Конституции, вопреки позиции Президента, превращается в некий придаток региональной и федеральной власти. Резко снижается его эффективность, поскольку управление муниципалитетами, ведется «удаленным доступом» на уровне аппарата краевой администрации – поскольку сам губернатор не может решать тысячи проблем местного значения.

В ситуации, требующей, по нашему мнению, радикальной перезагрузки системы местного самоуправления в Барнауле, в городскую Думу и на публичные слушания выносятся поправки в Устав города. Они касаются лишь переноса вывески «Глава города» с кабинета председателя Барнаульской городской Думы на кабинет главы администрации города и, по сути, лишь переводят ситуацию «де факто» в ситуацию «де юре». Считаем, что вышеозначенные проблемы такими поправками не решаются.

В связи с вышеизложенным, участники круглого стола ПРЕДЛАГАЮТ:

1. Поддержать законодательную инициативу депутатов АКЗС о внесении изменений в краевой закон, предоставив право жителям Барнаула самим определить оптимальный способ наделения полномочиями главы города (всенародные выборы или городской Думой).

2. Провести широкие открытые публичные слушания по внесению поправок в Устав Барнаула, предусматривающих всенародное избрание главы города.

3. Принять пакет законодательных инициатив о делегировании дополнительных полномочий и финансовых источников для их реализации с уровня региона на уровень городского округа.

Инициаторы данных круглых столов сформировали рабочую группу по реализации данной «Дорожной карты» и приглашают представителей политических элит края и города к широкому гражданскому диалогу по реализации стратегии развития Барнаула.