10 мая 2016

«Здравоохранение не должно отвечать за смертность и рождаемость»: старожил алтайской политики Николай Герасименко обдумал проблемы медицины

Встреча была посвящена проблемам здравоохранения, которые, согласно вступительному слову г-на Герасименко, не меняются уже много лет. Среди них недостаточное финансирование, кадровый голод и взаимодействие ФОМС и больниц со страховыми компаниями. Обо всем этом алтайский думец будет говорить на форуме «Единой России» в Крыму, а в крае он решил обсудить последнюю проблему с представителями Алтайкрайздрава, Росздравнадзора, ТФОМС и страховщиков.

Директор ТФОМС Алтайского края Марина Богатырева, заявила, что одна из главных проблем при работе со страховыми компаниями — наличие на рынке мелких игроков, которые неэффективно распределяют бюджетные средства, являясь, по сути, лишним буфером между фондом и медучреждениями. Одно из решений — увеличить размер уставного капитала таких фирм, что уже принесло свои плоды. Однако в итоге выяснилось, что проблема уже решена: в Алтайском крае сейчас работают всего три страховые компании медпрофиля - «Ресомед», «Росгосстрах» и «Спасские ворота». По словам эксперта, все они являются крупными и поэтому ситуация в регионе является достаточно стабильной.

Услышав о якобы существующей проблеме, г-н Герасименко несколько раз переспросил, кто контролирует деятельность страховых компаний. Ответ от экспертов всегда был неизменен — Центробанк. Госрегулятор имеет надзорные функции во всем страховом бизнесе, не делая различий между компанией, специализирующейся на медицине и, например, агрострахованием. Но алтайский думец уверен, что нужно создать новое ведомство — Росстрахнадзор, и ситуация выправилась бы. Впрочем, его собеседники в итоге признали, что больших проблем в этой сфере не осталось и можно работать в рамках действующего правового поля.

Другую проблему озвучил руководитель Управления Росздравнадзора в Алтайском крае Владимир Трешутин. По его мнению, сейчас «пирамида» структуры медучреждений в России перевернута. Все больше становится негосударственных клиник, что, по его мнению, является «угрозой жизни, здоровья и интересам национальной безопасности». Он мотивировал это тем, что частные клиники включаются в систему обязательного медстрахования и начинают неэффективно расходовать средства. «Чем меньше их будет, тем больше мы их будем контролировать. Врачей в вузах мы готовим, а они убегают из государственной в частную систему — там зарплата выше, не сильно несут ответственность. <...> Мы же говорим, что мы отвечаем за смертность, рождаемость», - сказал г-н Трешутин.

Г-н Герасименко в целом поддержал руководителя Управления Росздравнадзора, сделав, по сути, программное политическое заявление в рамках своего возможного повторного выдвижения в Госдуму от Алтайского края. «Я считаю, что здравоохранение не должно отвечать за смертность и за рождаемость. Нет на это ни денег, ни функций. Сейчас станет плохо с рождаемостью и смертностью, что, здравоохранение винить? Наоборот, тяжелые условия. Потому что чем хуже живут, тем выше заболеваемость», - заявил Николай Герасименко.

Завершил встречу алтайский думец поистине сакраментальной фразой. «Мне не все понятно, но кое-что становится ясно», - сказал Николай Герасименко.