17 октября 2016

Мониторинг ОНФ показал, что более трети оказывающих соцуслуги НКО не знают о существующих способах господдержки

Вступивший в силу с 1 января 2015 г. закон об основах социального обслуживания граждан в РФ открыл НКО доступ к участию в поставках социальных услуг населению за счет бюджетов. Однако практика показывает, что в отличие от самой распространенной формы финансирования – конкурсов на получение субсидий, участие в госзакупках для общественных организаций достаточно дорого и сложно.

Эксперты рабочей группы ОНФ «Общество и власть: прямой диалог» указывают на ряд препятствий, с которыми такие организации сталкиваются. Одним из главных барьеров является требование к НКО внести на исполнение контракта обеспечительный взнос, который может достигать 30% объявленной стоимости заказа.

«Наша организация участвовала в госзаказе скорее в порядке исключения, поскольку чиновники не успели подготовить в срок конкурсную документацию на выдачу субсидий, – рассказал эксперт рабочей группы ОНФ «Общество и власть: прямой диалог», директор некоммерческого партнерства «Максора» Владимир Жижков. – Принять участие в аукционе получилось, поскольку у нас были средства на покупку электронной подписи и обеспечительный взнос. Однако не у всех региональных НКО имеются такие ресурсы, тем более учитывая конкуренцию со стороны малого бизнеса».

Опрос общественников в целях выявления проблем, с которыми они сталкиваются во время участия в конкурсах на финансирование оказываемых социальных услуг, подтвердил наличие проблем, о которых упоминали активисты Народного фронта. Исследование проводилось с 9 по 27 сентября этого года экспертами рабочей группы ОНФ «Общество и власть: прямой диалог» и благотворительным фондом профилактики социального сиротства среди партнерских 52 социально ориентированных НКО из 21 субъекта РФ.

В качестве основной трудности, которая возникает у социально ориентированных НКО региона при оказании соцуслуг, 37% назвали недостаточное информирование НКО о существующих способах господдержки, 33% – низкие тарифы на оказание социальных услуг, 25% – недостаточную квалификацию сотрудников НКО. Кроме того, как показал опрос, в конкурсе на получение субсидий участвуют всего 39% организаций. 24% респондентов заявили, что ничего не знают о таких конкурсах, а 20% считают, что получить субсидии крайне сложно.

Крайне сложно для некоммерческих организаций попасть в региональный реестр поставщиков соцуслуг с целью получения у государства компенсации за уже оказанные услуги в сфере социального обслуживания. Кроме того, в то время как для членов реестра предъявляются высокие требования к документам, само членство в реестре не дает никаких привилегий организации при участии в конкурсах.

После выяснения причин, мешающих НКО претендовать на господдержку, эксперты ОНФ намерены проанализировать соотношение количества социально ориентированных НКО (по информации Росстата, в 2015 г. – их более 140 тыс.) с данными о том, сколько из них оказывают социальные услуги.

«В складывающейся ситуации общественники не могут контролировать, как выполняется поручение президента по доведению участия НКО до 10% бюджетных средств, предназначенных на оказание социальных услуг гражданам, – отмечает сопредседатель Центрального штаба ОНФ, депутат Госдумы Ольга Тимофеева. – Для получения объективной информации мы направили главам регионов запрос с просьбой предоставить информацию о количестве действующих социально ориентированных НКО, реальном количестве негосударственных поставщиков соцуслуг и объеме финансирования, предоставленного им в 2015 и 2016 гг. на оказание услуг».

Разработать программу по организации доступа социально ориентированных НКО к 10% бюджетных средств, предназначенных на оказание социальных услуг населению, в декабре 2015 г. президент России, лидер Общероссийского народного фронта Владимир Путин поручил правительству РФ. Следующим шагом будет установление перечня этих услуг и критерии оценки качества их оказания. Кабмину поручено сделать это до 8 ноября 2016 г.