Евгений Нечепуренко рассказал, каким будет для журналистов 2020-й
Интервью опубликовано в газете «Алтайская правда»
Путь, который прошли СМИ России с 13 января 1703 года, когда вышел первый номер «Ведомостей», не был ни прост, ни гладок. Этой дорогой всегда шли люди яркие, талантливые, умеющие разглядеть факт, осмыслить событие и рассказать о нем так, чтобы люди внимали и думали. С этой точки зрения журналистика за три с лишним века изменилась мало, в этом уверен начальник управления печати и массовых коммуникаций Алтайского края Евгений Нечепуренко.
– Евгений Анатольевич, как в цифровую эру живется бумажным газетам?
– При росте электронных СМИ падения тиража у печатных не избежать, это тренд общемировой, российский, краевой. Плюс расходы на бумагу, печать, дистрибуцию, услуги «Почты России», тариф которых в цене подписки достигает 70%. При этом у малой журналистики, муниципальных изданий, нет такого запаса прочности, как у ведущих брендов России и края. Иные районки держатся за счет редактора, как в «Трудовой славе» Угловского района. Там не могут найти пишущего сотрудника на приличную для села зарплату. Опытная Тамара Яковлевна Пяткова, воспитав многих журналистов края, столкнулась с такими проблемами. Но они решаемы, районки будут жить.
– С чем связано изменение вектора читательского спроса?
– Главной причиной принято называть снижение покупательской способности подписчиков, но это не так, цена подписки на региональные и муниципальные издания невысока. Важнее то, что всю информационную повестку пользователь может сейчас получать быстро и бесплатно в соцсетях и на интернет-каналах. Другой вопрос – качество информации. За него приходится переживать. Публикуя сообщения анонимно, иные авторы считают себя свободными от ответственности перед читателем. Отсюда массовая генерация негатива и некорректной информации. Здравомыслящий читатель фильтрует ее, да и авторство при желании установить возможно. С развитием электронных площадок у власти появилась возможность оперативного реагирования на проблемы. Сообщающиеся сосуды
– Какие меры поддержки СМИ работают в Алтайском крае?
– Региональные издания получают поддержку бюджетов Федерации и края, через госконтракты, конкурсы. «Змеиногорский вестник», например, получатель миллионных грантов. Но на такой успех надо много работать, реализовывать социально значимые проекты. Государственные контракты – это не пиар власти, а возможность поддержать сельскую и региональную прессу. Такие материалы носят, как правило, справочно-информационный характер. Подняв подшивки, мы узнаем, например, о ремонтах и строительстве дорог, переселении граждан из аварийного жилья, о туризме, инвестициях, жизни многодетных семей, мерах поддержки социально уязвимых групп граждан, реализации нацпроектов, обороте ТКО.
– Раньше газеты доходами от рекламы поддерживали свои сайты, теперь, наоборот, печать нередко существует за счет интернет- ресурсов. Стабильна ли такая система, на ваш взгляд?
– Появление порталов при печатных СМИ – это не дань моде, а отражение процессов, происходящих на медиарынке. Я помню, как десять лет назад мы начинали это направление. С какой неохотой шли на это редакции районных газет! Даже сейчас свои сайты есть у 56 районок из 67. И лишь половина серьезно занимается их развитием. Есть газеты, которые работой на сайте закрывают немалую долю финансовых потребностей предприятия. На мой взгляд, по мере развития технологий цифровые платформы будут трансформироваться, улучшаться.
– «Районки» говорят сейчас о возможном объединении муниципальных СМИ по кустовому принципу. Оправданно ли это?
– История не нова. Каждый раз, когда подкатывает очередная волна кризиса, возникают такие идеи, диктуемые складывающимися обстоятельствами. Увы, кадровый дефицит коснулся и нашей отрасли. В иных сельских редакциях работают только журналисты пенсионного возраста. И если вдруг случится так, что газету некому будет издавать, опорой станут ближние территориально СМИ. Речь идет только об этом. Объединение возможно как вынужденная мера, но с точки зрения экономики объединенная редакция может стать интересной моделью.
– Назовите наиболее важные события медийной жизни края 2019 года.
– Это прежде всего цифровизация телевидения, она пришла в каждый населенный пункт края. Мы пока не до конца оценили масштаб технологического прорыва. До него во многих селах телевизоры принимали лишь две-три программы. Сейчас одним махом люди получили 20 каналов ТВ, три – радио, звук и картинку – в высоком цифровом качестве. Телеканал «Катунь 24» впервые начал вещание на всей территории края в окнах федерального канала «ОТР». Начал вещать телеканал «Толк». Впервые прошел пресс-тур «Алтайские объятия» с участием журналистов федеральных СМИ. Мы прошли нашу Обь от точки слияния Бии и Катуни до Барнаула, увидели, как возрождается этот водный путь, организуются грузоперевозки, сохраняется биоценоз сибирской реки, чистота ее бассейна и берегов, как живут люди. Для многих федералов Алтай стал открытием. Думаю, такой формат общения со СМИ России надо развивать. Получил развитие аккаунт губернатора края Виктора Томенко в «Инстаграме». Без преувеличения – это явление в системе общественных связей. – Каким будет для журналистов наступивший 2020-й? – Суть журналистики остается прежней, к ней добавилась лишь тема развития электронных площадок массовых коммуникаций. Сутью нашей работы была и остается ответственность за каждое сказанное слово. Его цена всегда была высокой, а сейчас, когда власть на всех уровнях открыта для населения, для прессы – особо. 2019 год прошел под знаком внедрения и развития системы «Инцидент-менеджмент», программного комплекса поиска обращений и комментариев граждан в адрес ведомств и местного самоуправления. Проще говоря, он «пылесосит» все комменты в сетях, от качества расчистки улиц от снега до закрытия сельского магазина или учреждения. Все инциденты обрабатываются и доводятся до муниципалитетов или региональных органов власти. Там изучают ситуацию и решают проблемы. В неделю мы обрабатываем 300-400 инцидентов, их число выросло за полгода в два раза. Видя реакцию властей, люди оценили эффективность такого инструмента влияния на нашу жизнь. Для нас это канал обратной связи с муниципалитетами. Так, редкий пост губернатора края на его страничке в «Инстаграме» обходится без доброй сотни комментариев. Люди благодарят, просят помочь, ставят проблемы. Но есть и обратная сторона медали. Всем нам, исполнителям и комментаторам, надо постигать науку корректного диалога, этику общения в Сети. Мы на старте формирования этой культуры, над ней и будем работать. Справка В крае, по данным на конец 2019 года, зарегистрировано 243 СМИ, в том числе 158 печатных изданий, 85 – электронных, 67 муниципальных газет. Среднеразовый тираж 2019 года – около 180 тыс. экз. Аудиторий интернет-порталов СМИ: телеканал «Катунь 24» – свыше 5,5 млн посетителей и 16 млн просмотров, «Алтайской правды» – более 7 и 21 млн соответственно. Совокупное число подписчиков муниципальных изданий в соцсетях – 120 тыс. Издания региона входят в «Золотой фонд прессы» и топ «Десять лучших газет России».
Мнения в тему
Михаил Беднаржевский, зампредседателя Союза журналистов Алтайского края: – В медиапространстве России и края происходят сейчас одни и те же трансформации. Люди предпочитают читать новости с экранов смартфонов, компьютеров. Традиционные СМИ оказались в ситуации неопределенности: старые методы организации работы неэффективны, новые алгоритмы пока не придуманы. Рекламные деньги перетекают из эфира и с газетных полос в Сеть. Рубли, ранее оседавшие в редакциях, перекочевывают в соцсети, к поисковикам, в карманы блогеров. Но есть и повод для оптимизма. Машины уже умеют писать новости, но вряд ли научатся рассказывать интересные истории, делать выводы. Так что потребность в журналистах сохранится. Будущее – за созданием контента для различных платформ, выстраиванием лояльных сообществ вокруг бренда СМИ, частичным переходом на социальную модель финансирования, новыми отношениями с рекламодателями. Редакции, принявшие вызовы времени, выживут и окрепнут.
Алексей Уфимцев, газета «Каменские известия»: – Из-за экономических проблем и дефицита кадров, когда в газете не остается сотрудников, скоро может встать вопрос объединения муниципальных СМИ в межрайонные издательства. Из-за того же кадрового голода неоднородна и интеграция редакций в цифровые потоки. Привлечь внимание читателей к цифровому продукту сложно с учетом потока конкурентов в соцсетях. Информация там зачастую сомнительного качества, но расходится быстрее и легче. Сложнее всего тем, кто не успел вскочить в несущийся поезд под названием «цифровое медиапространство».
Елена Нестеренко, газета «Алтайская нива»: – Работая с журналистами районных газет, наблюдаю, как в профессию приходят новые люди. Пока в журналистике есть азартные и увлеченные, газеты будут читаться, ведь «живые» материалы пробуждают интерес к происходящему, вовлекают читателя в поток событий. Что касается сосуществования сетевых и печатных СМИ – есть симбиоз этих инструментов и понимание, какие задачи решает каждый из них. Интернет – это оперативность подачи информации, быстрая редактура, интерактив. Печать – дань традиции (приверженцев периодики полно!), возможность порадовать читателей хорошим дизайном, качеством и достоверностью информации.
Источник: https://ap22.ru
– Евгений Анатольевич, как в цифровую эру живется бумажным газетам?
– При росте электронных СМИ падения тиража у печатных не избежать, это тренд общемировой, российский, краевой. Плюс расходы на бумагу, печать, дистрибуцию, услуги «Почты России», тариф которых в цене подписки достигает 70%. При этом у малой журналистики, муниципальных изданий, нет такого запаса прочности, как у ведущих брендов России и края. Иные районки держатся за счет редактора, как в «Трудовой славе» Угловского района. Там не могут найти пишущего сотрудника на приличную для села зарплату. Опытная Тамара Яковлевна Пяткова, воспитав многих журналистов края, столкнулась с такими проблемами. Но они решаемы, районки будут жить.
– С чем связано изменение вектора читательского спроса?
– Главной причиной принято называть снижение покупательской способности подписчиков, но это не так, цена подписки на региональные и муниципальные издания невысока. Важнее то, что всю информационную повестку пользователь может сейчас получать быстро и бесплатно в соцсетях и на интернет-каналах. Другой вопрос – качество информации. За него приходится переживать. Публикуя сообщения анонимно, иные авторы считают себя свободными от ответственности перед читателем. Отсюда массовая генерация негатива и некорректной информации. Здравомыслящий читатель фильтрует ее, да и авторство при желании установить возможно. С развитием электронных площадок у власти появилась возможность оперативного реагирования на проблемы. Сообщающиеся сосуды
– Какие меры поддержки СМИ работают в Алтайском крае?
– Региональные издания получают поддержку бюджетов Федерации и края, через госконтракты, конкурсы. «Змеиногорский вестник», например, получатель миллионных грантов. Но на такой успех надо много работать, реализовывать социально значимые проекты. Государственные контракты – это не пиар власти, а возможность поддержать сельскую и региональную прессу. Такие материалы носят, как правило, справочно-информационный характер. Подняв подшивки, мы узнаем, например, о ремонтах и строительстве дорог, переселении граждан из аварийного жилья, о туризме, инвестициях, жизни многодетных семей, мерах поддержки социально уязвимых групп граждан, реализации нацпроектов, обороте ТКО.
– Раньше газеты доходами от рекламы поддерживали свои сайты, теперь, наоборот, печать нередко существует за счет интернет- ресурсов. Стабильна ли такая система, на ваш взгляд?
– Появление порталов при печатных СМИ – это не дань моде, а отражение процессов, происходящих на медиарынке. Я помню, как десять лет назад мы начинали это направление. С какой неохотой шли на это редакции районных газет! Даже сейчас свои сайты есть у 56 районок из 67. И лишь половина серьезно занимается их развитием. Есть газеты, которые работой на сайте закрывают немалую долю финансовых потребностей предприятия. На мой взгляд, по мере развития технологий цифровые платформы будут трансформироваться, улучшаться.
– «Районки» говорят сейчас о возможном объединении муниципальных СМИ по кустовому принципу. Оправданно ли это?
– История не нова. Каждый раз, когда подкатывает очередная волна кризиса, возникают такие идеи, диктуемые складывающимися обстоятельствами. Увы, кадровый дефицит коснулся и нашей отрасли. В иных сельских редакциях работают только журналисты пенсионного возраста. И если вдруг случится так, что газету некому будет издавать, опорой станут ближние территориально СМИ. Речь идет только об этом. Объединение возможно как вынужденная мера, но с точки зрения экономики объединенная редакция может стать интересной моделью.
– Назовите наиболее важные события медийной жизни края 2019 года.
– Это прежде всего цифровизация телевидения, она пришла в каждый населенный пункт края. Мы пока не до конца оценили масштаб технологического прорыва. До него во многих селах телевизоры принимали лишь две-три программы. Сейчас одним махом люди получили 20 каналов ТВ, три – радио, звук и картинку – в высоком цифровом качестве. Телеканал «Катунь 24» впервые начал вещание на всей территории края в окнах федерального канала «ОТР». Начал вещать телеканал «Толк». Впервые прошел пресс-тур «Алтайские объятия» с участием журналистов федеральных СМИ. Мы прошли нашу Обь от точки слияния Бии и Катуни до Барнаула, увидели, как возрождается этот водный путь, организуются грузоперевозки, сохраняется биоценоз сибирской реки, чистота ее бассейна и берегов, как живут люди. Для многих федералов Алтай стал открытием. Думаю, такой формат общения со СМИ России надо развивать. Получил развитие аккаунт губернатора края Виктора Томенко в «Инстаграме». Без преувеличения – это явление в системе общественных связей. – Каким будет для журналистов наступивший 2020-й? – Суть журналистики остается прежней, к ней добавилась лишь тема развития электронных площадок массовых коммуникаций. Сутью нашей работы была и остается ответственность за каждое сказанное слово. Его цена всегда была высокой, а сейчас, когда власть на всех уровнях открыта для населения, для прессы – особо. 2019 год прошел под знаком внедрения и развития системы «Инцидент-менеджмент», программного комплекса поиска обращений и комментариев граждан в адрес ведомств и местного самоуправления. Проще говоря, он «пылесосит» все комменты в сетях, от качества расчистки улиц от снега до закрытия сельского магазина или учреждения. Все инциденты обрабатываются и доводятся до муниципалитетов или региональных органов власти. Там изучают ситуацию и решают проблемы. В неделю мы обрабатываем 300-400 инцидентов, их число выросло за полгода в два раза. Видя реакцию властей, люди оценили эффективность такого инструмента влияния на нашу жизнь. Для нас это канал обратной связи с муниципалитетами. Так, редкий пост губернатора края на его страничке в «Инстаграме» обходится без доброй сотни комментариев. Люди благодарят, просят помочь, ставят проблемы. Но есть и обратная сторона медали. Всем нам, исполнителям и комментаторам, надо постигать науку корректного диалога, этику общения в Сети. Мы на старте формирования этой культуры, над ней и будем работать. Справка В крае, по данным на конец 2019 года, зарегистрировано 243 СМИ, в том числе 158 печатных изданий, 85 – электронных, 67 муниципальных газет. Среднеразовый тираж 2019 года – около 180 тыс. экз. Аудиторий интернет-порталов СМИ: телеканал «Катунь 24» – свыше 5,5 млн посетителей и 16 млн просмотров, «Алтайской правды» – более 7 и 21 млн соответственно. Совокупное число подписчиков муниципальных изданий в соцсетях – 120 тыс. Издания региона входят в «Золотой фонд прессы» и топ «Десять лучших газет России».
Мнения в тему
Михаил Беднаржевский, зампредседателя Союза журналистов Алтайского края: – В медиапространстве России и края происходят сейчас одни и те же трансформации. Люди предпочитают читать новости с экранов смартфонов, компьютеров. Традиционные СМИ оказались в ситуации неопределенности: старые методы организации работы неэффективны, новые алгоритмы пока не придуманы. Рекламные деньги перетекают из эфира и с газетных полос в Сеть. Рубли, ранее оседавшие в редакциях, перекочевывают в соцсети, к поисковикам, в карманы блогеров. Но есть и повод для оптимизма. Машины уже умеют писать новости, но вряд ли научатся рассказывать интересные истории, делать выводы. Так что потребность в журналистах сохранится. Будущее – за созданием контента для различных платформ, выстраиванием лояльных сообществ вокруг бренда СМИ, частичным переходом на социальную модель финансирования, новыми отношениями с рекламодателями. Редакции, принявшие вызовы времени, выживут и окрепнут.
Алексей Уфимцев, газета «Каменские известия»: – Из-за экономических проблем и дефицита кадров, когда в газете не остается сотрудников, скоро может встать вопрос объединения муниципальных СМИ в межрайонные издательства. Из-за того же кадрового голода неоднородна и интеграция редакций в цифровые потоки. Привлечь внимание читателей к цифровому продукту сложно с учетом потока конкурентов в соцсетях. Информация там зачастую сомнительного качества, но расходится быстрее и легче. Сложнее всего тем, кто не успел вскочить в несущийся поезд под названием «цифровое медиапространство».
Елена Нестеренко, газета «Алтайская нива»: – Работая с журналистами районных газет, наблюдаю, как в профессию приходят новые люди. Пока в журналистике есть азартные и увлеченные, газеты будут читаться, ведь «живые» материалы пробуждают интерес к происходящему, вовлекают читателя в поток событий. Что касается сосуществования сетевых и печатных СМИ – есть симбиоз этих инструментов и понимание, какие задачи решает каждый из них. Интернет – это оперативность подачи информации, быстрая редактура, интерактив. Печать – дань традиции (приверженцев периодики полно!), возможность порадовать читателей хорошим дизайном, качеством и достоверностью информации.
Источник: https://ap22.ru