23 сентября 2024

Журналист из Барнаула презентовала свою книгу в Санкт-Петербурге

Марина Малионова
Марина Малионова
Фото: личный архив героя публикации

В Санкт-Петербурге в книжном магазине «Буквоед» на Невском проспекте прошла презентация книги барнаульских авторов «Без оглядки на маму. Как обрести внутренние опоры и завершить сепарацию».

Авторы книги – журналист и ведущая программы «Вести-Алтай» телеканала Россия Марина Малионова–Ремпель и медицинский психолог первой категории Ольга Турышева.

Марина рассказала «Союзу журналистов Алтайского края» о создании книги, как искала издателя и дальнейших планах на писательство.

- Марина, что стало поводом для создания книги? Какая-то личная ситуация?

- Я помню, когда училась в университете, знакомая рассказывала о том, как сильно ссорятся ее мама и бабушка. Это были просто жуткие ссоры. И она с ужасом на это смотрела. Другая моя знакомая рассказывала, что не может разговаривать с мамой, потому что та   постоянно ее критикует. Кто-то говорил, что не любит ездить к маме в гости, потому что там нарушают личные границы. Много разных историй, в которых мамы и дочери не могут понять друг друга.

В какой-то момент жизни я поняла, как сильно на людей влияет их детство, и, в частности, отношения с мамой. Мы все дети своих родителей. И они передают  нам очень много хорошего. Но есть и то, что влияет на нас не так, как бы хотелось. У меня тоже было то, что мне не нравилось. Я хотела понять, есть ли возможность построить здоровые отношения с родителями и при этом выбирать то, что подходит именно тебе, а не им. Да, это и моя личная ситуация тоже.  Для меня было важно создать  здоровые отношения с мамой и также поделиться своим опытом в этом пути. И тогда я предложила знакомому психологу Ольге Турышевой написать книгу про отделение от мамы. Она согласилась, и мы начали работать.

По первому образованию я - педагог, в результате нескольких аттестаций мне присвоена первая категория, я специалист по педагогической психологии и психоэмоциональной диагностике. Я не психолог, но эту науку в сочетании с педагогикой мы изучали. Конечно, это отчасти мне помогало.  

Но в этой книге я работала больше как журналист, и моей главной задачей было написать очень простую и понятную книгу из серии популярной психологии, чтобы сложные академические знания мог понять каждый человек. Вся психология - это опыт моего соавтора, Ольги.

Книга называется «Без оглядки на маму». В детстве, чтобы вырасти, нам необходимо оглядываться на маму. Мама - первая внешняя опора для каждого человека. Мама говорит нам что делать, как жить, хвалит нас, говорит хорошие мы или плохие. «А это хорошо, мам?»,  – оглядываясь в детстве, спрашиваем мы. «А я хороший, мам?», – ищем мы мамин взгляд, оглядываясь на нее.

Но во взрослом возрасте нам важно знать свои ответы на эти вопросы. Не оглядываться все время на маму, на значимых людей рядом. Найти внутреннюю опору в самом себе. Важно уже  жить самому, без постоянной оглядки на других, выбирая для себя важное, ценное и нужное. Но на пути к такой автономности мы можем встретиться с разными чувствами. И мы проходим этот путь – к собственным опорам вместе с читателями. И сама книга может стать внешней опорой на пути к внутренним.

Журналист Марина Малионова–Ремпель и медицинский психолог первой категории Ольга Турышева
Журналист Марина Малионова–Ремпель и медицинский психолог первой категории Ольга Турышева
Фото: личный архив героя публикации

- Как долго ты писала книгу? Как это вообще происходило? Психолог тебе наговаривала информацию, а ты обрабатывала?

- У меня было понимание того, о чем я хочу поговорить и написать. Мы с Ольгой сначала сделали так: каждая написала свое содержание. Потом сверили его, обсудили, и оказалось, что наше представление о содержании книги во многом совпало. Я помню, что выбрала такие главы - чувство вины перед мамой, обиду на маму, идеализацию, обожествление материнской фигуры и опору на себя. Ольга, как специалист, добавила потребность в одобрении, созависимость, инфантилизм, ощущение не своей жизни. Все это проявления незавершенной сепарации, отделения от мамы. Это именно отделение, а не разделение. Мы отделяемся  от родителей территориально, эмоционально, но мы не отделываемся от них.

Мы согласовали содержание и затем стали работать над текстами, обсуждая каждую главу и подглаву, каждое слово. Это были диалоги, я задавала вопросы по определенным темам или слушала Ольгу, то, о чем ей важно рассказать, попутно задавая вопросы. И потом наши беседы я превращала в печатные  тексты. Ольга – сильный, большой психолог, вся научная база в книге – её,  в моей печатной обработке с последующей проверкой на соответствие психологическое соответствие. То, что получилось, мне понравилось. Это легко, просто и понятно и вместе с тем профессионально с точки зрения психологии. В этом сочетании я вижу ценность нашей книги. Это проверили два научных редактора–психолога в Издательстве Альпина Паблишер. Получилось так, как я и хотела. Книгу мы писали долго - 4,5 года. Потому что мы с Ольгой обе работаем допоздна. И наше сотрудничество и написание книги происходило чаще всего после работы, ночами. Это было непросто. Но результатом я довольна.

- Кому ты подарила первый экземпляр книги?

- Самый первый экземпляр я подарила моей маме. Могу точно сказать, что наши отношения стали намного лучше. Как говорит мой соавтор, у кого что болит, тот о том и говорит. Ольга несколько раз повторяла, что пока мы писали книгу, мы сами полечились психологически. Поэтому могу сказать, что у книги точно есть терапевтический эффект. Тем более, что в каждой главе описаны практические упражнения, которые способны помочь. Это не только популярная психологическая теория, но и помогающие практики.  Для псевдонима я взяла двойную  фамилию, добавив к фамилии мужа и фамилию деда: Малионова-Ремпель. Это было важно для меня, так как нашей семье из-за репрессий пришлось в советские годы отказаться от своей фамилии. Я не могу объяснить почему,  но мне хотелось как-то вернуть ее в мир, в жизнь.

- Что тебе интереснее – журналистика или писательство?

- Я не разделяю их. Мне кажется, это одно. Когда я была студенткой, можно сказать, что я уже писала книги – только они были в тетрадках. И, конечно же, о любви. Я писала истории в тетрадях  без остановки, их читали несколько потоков, ждали продолжения. Потом я работала учителем в лицее Алтайского госуниверситета и начала писать статьи для местных газет. Спустя шесть лет я поступила на журфак и ушла работать на телевидение. Я люблю писать тексты и люблю журналистику за все, что в ней есть: возможность быть в центре событий, бывать в разных местах, разговаривать с людьми, узнавать много нового и рассказывать об этом. Я люблю рассказывать. Я бы сказала, что я больше рассказчик – в разных форматах: в новостях, в телепроектах и в книгах.

- Как вы нашли издательство, которое напечатало книгу?

- Мы отправили рукопись в три Издательства и, конечно, больше всего нам нравилось Издательство Альпина Паблишер. Это крупное, солидное Издательство. Конечно, мы хотели, чтобы они нас выбрали. И, к счастью, они заметили нашу книгу и решили с нами сотрудничать. Без них у книги была бы другая судьба. Мы с Ольгой благодарны нашим дорогим издателям за выбор. Продюсер книги сказала нам, что им понравился бережный тон, обращение к читателю. Издательство нам помогало на всех этапах и помогает сейчас. Это очень приятно – быть частью такого крупного книжного  производства.

Встреча с читателями прошла в книжном магазине «Буквоед» на Невском проспекте
Встреча с читателями прошла в книжном магазине «Буквоед» на Невском проспекте
Фото: личный архив героя публикации

- На каких условиях в таких случаях происходит сотрудничество?
Можно ли на этом заработать?

- Сотрудничество – это всегда индивидуальные договоры. Для каждого автора – свои условия. И поэтому трудно сказать, как оно происходит в общем. Детали своего договора мы разглашать не можем. Договор нам понравился возможностью представить книгу широко, на разных площадках, в разных форматах: в печатном, в электронном и в аудио. Книга уже встречает своих читателей в книжных магазинах, в том числе, и в Интернет-магазинах, в библиотеках. Есть наша книга и на маркетплейсах:  в Озон, и на Вайлбдберрис.

Можно ли заработать на издании книг, об этом лучше спросить в Издательстве, потому что наша книга только вышла. Опыта такого нет. Идут самые первые продажи. Книги сейчас стоят не так дорого, как, например, вебинары или курсы. Это, конечно, меня очень удивляет, когда  двухчасовой мастер – класс может стоить три  тысячи рублей, а книга около тысячи. Но, видимо, у нас такое время. Это не хорошо и не плохо. Я надеюсь, что наша легкая и при этом выверенная с научной точки зрения  книга в 356 страниц будет ценной для читателей, поможет сделать их жизнь чуть легче. Мы говорим о важных вещах. О том, как справиться с чувством вины, с обидами, с отношениями, где важнее тебя всегда кто-то другой, где найти предназначение и что такое успешность. Говорим о том, как не ждать одобрения со стороны, как найти свое хорошо.

- Если бы книги приносили хороший доход, ушла бы из журналистики?

- Вряд ли я бы ушла из журналистики, потому что я люблю эту профессию. Я ее выбрала, и она мне нравится. У меня многое получается. Я счастлива, считаю, что нашла дело по душе. Я рассказываю истории в разных вариантах. И я люблю телевидение. Люблю процесс, писать тексты, брать интервью, быть на монтаже репортажей. Поэтому я бы лучше совмещала и журналистику и книги.

- Есть ли планы еще написать что-то?

- Да, есть и уже не только планы. Я уже пишу новую книгу об искусстве, потому что по третьему образованию я искусствовед, магистр истории искусств. И это еще одна зона моего большого интереса.  К сожалению, в России наше стремление понимать искусство было остановлено после революции 1917- го года. В советское время не было принято рассуждать. Было одно мнение – искусство должно быть лучезарным и еще выражающим линию партии. Мы разучились разбираться в искусстве. И вот об этом я и хочу написать. И уже есть те, кто сейчас, когда она не готова, хочет ее прочитать – это меня радует больше всего. Потому что для книги нужен не только автор, книге нужны читатели. Так она оживает. Мне кажется, книга, как ребенок. Она тоже отделяется от своих авторов и живет уже своей жизнью вместе с новыми владельцами.