25 февраля 2025

"Журналист - это как судья, но без мантии": юнкор о профессиональной этике

Фото: Создано с помощью gigachat

В жизни часто все делится на черное и белое, плохое и хорошее. Однако в журналистике встречаются ситуации, когда не все так однозначно. И тогда встает вопрос о гранях журналистской этики.

В прошлом году я была на Международном детском медиасаммите, где был принят Кодекс молодого журналиста. Он состоит из 21 пункта. В него заложены главные принципы честной работы журналиста, начиная от использования достоверных источников информации, беспристрастности, неподкупности и заканчивая тем, что нейросети могут помогать медийщику в работе, но не заменять творчество.

Так как мой опыт в журналистике совсем небольшой, я только-только начинаю делать первые шаги, то решила спросить у старших коллег о том, с какими этическими моментами им приходится сталкиваться. Далеко ходить не пришлось – моя мама работает главным редактором, поэтому вечером за чашкой чая я попросила рассказать о последнем случае, связанном с журналистской этикой.

Ольга Ведерникова, редактор:

«В феврале 2025 года в нашем городе произошла трагедия – пьяная водитель насмерть сбила девушку в центре города. Когда наша редакция начала узнавать подробности, то выяснилось, что эта девушка несколько лет назад победила рак. Она строила планы на жизнь, но внезапно ее сбивает машина. Мы вынесли данный факт в заголовок: « Победила болезнь, но погибла в ДТП». На следующий день нам позвонила мама погибшей и возмущалась, что мы упомянули про болезнь».

Ситуация, действительно, неоднозначная. Для меня, как читателя этой новости, факт про болезнь вызывал еще большее сочувствие к погибшей, стало ее вдвойне жалко. С другой стороны, даже не хочется представлять, что чувствовала при прочтении мама, потерявшая свою дочь…

Мнение авторов

Я решила узнать мнения авторов этого журналистского материала – Александру Сапожкову и Анну Усик о том, считают ли они, что здесь нарушена журналистская этика.

Александра Сапожкова, автор материала:

«Информацию о болезни девушки мы узнали из комментариев в соцсетях, которые оставила знакомая девушки. Журналист вправе пользоваться открытыми источниками информации и цитировать их без согласования с родственниками погибших.  При этом мы не указывали фамилию девушки и фамилию ее матери, не публиковали фото погибшей.  Поэтому считаю, что в данном случае журналистская этика не нарушена.

Указание на болезнь является эмоциональным моментом, который заставляет читателя сопереживать и возмущаться. Такой заголовок привлекает гораздо больше внимания. В ином случае это было бы стандартное, проходное, ДТП, которое не «зацепило» бы читателя.

Благодаря такой подаче мы увеличили посещаемость статьи и вызвали широкий общественный резонанс».

Анна Усик, автор материала:

«Эта трагедия задела меня лично. Я не была знакома с близкими, с погибшей, но по-человечески мне стало жаль эту девушку, ее маму. И узнав подробнее о ней из комментария знакомой, я захотела рассказать ее историю, чтобы показать, что жертвы ДТП — это не цифры статистики, а судьбы. И руководствовалась только благими побуждениями. Но иногда виденье журналиста может не совпасть с тем, что хотят видеть родственники в новостях. Зачастую в горе, они вообще не хотят, чтобы их личную трагедию обсуждали на страницах СМИ, и их можно понять.

При этом, работа журналиста предполагает освещение резонансных преступлений, и при освящении той или иной темы я спрашиваю себя: «Внимание общественности чем-то может помочь в дальнейшем?». И в данном случае ответ был утвердительный, резонанс был необходим, но без подробностей его бы не было. Без подробностей погибшая, осталась бы просто цифрой статистки». 

Мнение юриста

Нередко журналистская этика граничит и с юридическими моментами. Так, в Кодексе молодого журналиста есть такой пункт: «Молодой журналист уважает частную жизнь». Относится ли информация о том, что девушка в свое время победила серьезную болезнь, к частной жизни?

Своим мнением на этот счет поделился медиаюрист Союза журналистов Алтайского края Сергей Веселых:

«В данном материале могут усматриваться нарушения норм этики и морали. Но эти категории субъективны и не подлежат юридической оценке. Юридические риски могли бы возникнуть в случае, если бы, например, редакция сообщила наряду с заболеванием персональные сведения о погибшей. Однако в нашем случае такого не было.

В то же время, для узкого круга знакомых погибшей такая информация может причинить моральные страдания. Причем, они могут возникнуть просто при прочтении новости, вне зависимости от сообщаемых подробностей.

В связи с этим подобного рода публикации остаются на усмотрение редакции. Важно соблюсти баланс между информированием читателей о произошедшей трагедии и сообщением иных подробностей: насколько обосновано сообщение данных подробностей? Ответ на этот вопрос должна давать редакция».

Чем все закончилось

Данная статья имела резонанс в СМИ, ее процитировали многие издания. А история с мамой погибшей девушки имела продолжение.

Ольга Ведерникова, редактор:

«Во время разговора с мамой наша журналист предложила  написать в память о ее дочери добрую статью. Однако сначала, находясь под эмоциями после трагедии, женщина наотрез отказалась. Через несколько дней она снова вышла на связь с нашим журналистом и очень душевно рассказала о том, какая была ее Ирочка, как пять лет назад ушел из жизни ее отец, а затем и ей диагностировали онкологию, но хрупкая девушка справилась и с этими тяжелыми испытаниями».

Кстати, вторая статья называлась «Говорят, что это судьба, но я не согласна…» Мать погибшей под колесами пьяной автомобилистки в центре Барнаула - о ее последних минутах».

«Мы привлекли пристальное внимание к этой истории, и я надеюсь, что виновница аварии, которая села за руль пьяной, понесет справедливое наказание. Мы будет пристально следить за ходом расследования», -  отметила Ольга Ведерникова.

Вывод

Этика очень важна в работе журналиста. И нужно уметь найти ту самую грань. Как этот сделать? Наверное, универсального ответа на этот вопрос нет.  Поэтому, воспользуюсь вариантом, который мне подсказали старшие коллеги:  «Даже имея на руках жареные факты, задай себе вопрос: «А может ли это кому-то навредить?». Ведь журналист - это как судья, но без мантии, поэтому должен  быть объективным и беспристрастным. Как хирург, который должен уметь резать скальпелем, но так, чтобы спасти, а не убить пациента. Недаром еще с давних времен говорили: «Перо сильнее шпаги».

 

Подготовила Полина Ведерникова.