20 мая 2014

Почта вынудила прессу резко повысить цену подписки: как пострадают редакции и читатели

По данным Ассоциации распространителей периодической печати, сегодня по подписке в России распространяется 36% совокупного тиража периодической печати, в 2013 году это составило более 1 млрд. экземпляров газет и журналов. Издатели прогнозируют резкое падение тиражей, рост собственных убытков, кадровые сокращения в редакциях, ограничение доступа к информации в селах и деградацию читательской культуры как таковой. И все потому, что правительство лишило "Почту России" 3 млрд. рублей дотаций на доставку прессы. В результате и без того нерадужные отношения редакций и почтовиков испортились совсем, а издатели начали искать альтернативные пути распространения своих изданий.

Критический рост
О том, что почтовый тариф на доставку вырастет, стало ясно еще в прошлом году, когда заветная строчка исчезла из федерального бюджета на 2015 год. Но тогда руководство "Почты России" заявляло, что цена подписки для читателя возрастет не более чем на 25%. Однако в конце марта — за неделю до начала подписной кампании на II полугодие 2014 года — редакции получили на руки новые условия от почты: цена доставки для разных изданий возросла от 25% до 300%. Никакого временного зазора для принятия оперативных решений почти не осталось. Как итог — рост подписной цены на издания, в том числе двукратный. Общая сумма стоимости подписки складывается из двух ключевых составляющих: цена самой газеты (так называемая каталожная, ее определяет издатель) и цена доставки (эти деньги забирает почта). Для многих газет тариф вырос в разы. Это касается и алтайской прессы, в том числе районных изданий, общий тираж которых составляет 256 тыс. (!) экземпляров. По данным краевого управления по печати и информации, для "Алтайской правды" стоимость почтовых услуг возросла в два раза, для муниципальных СМИ — в среднем в 1,5 раза. Приблизительно такой же рост и у коммерческих изданий. По словам Елены Вольф, главного редактора газеты "Новое время" (Немецкий национальный район), для них почтовые расходы увеличились в 2,5 раза. При сохранении прежней каталожной цены и двухразовом выходе стоимость подписки для жителей могла бы достичь почти 500 рублей вместо прежних 330. В "Степном маяке" (Ключевский район) и в "Новой жизни" (Павловский район) — около 450 рублей вместо 285 и 300 рублей. Для села ощутимая разница. Прямо-таки критическая для выживания газет. Поэтому 90% всех районных газет края, посоветовавшись с краевым управлением по печати, приняли решение с 1 июля сократить число выходов и перейти на еженедельный формат. По нашим данным, районкам также было рекомендовано уменьшить каталожную цену, чтобы итоговая стоимость подписки не выросла более чем на 15%. Многие издания, следуя рекомендациям, а также понимая, что полутора-двукратное удорожание люди просто не потянут, сознательно пошли на увеличение собственных убытков. Так, стоимость подписки на "Новое время" выросла на 48 рублей, до 378 рублей. Потери редакции составят порядка 200 тыс. рублей за полгода. В других районах подписка подорожала в среднем на 30–60 рублей.

Кручу-верчу — выжить хочу
По нашим данным, совокупные выпадающие доходы районок могут достичь нескольких десятков миллионов рублей. Сегодня в администрации края обдумывают, с помощью каких инструментов можно финансово помочь муниципальным изданиям. Изыскание средств в краевой казне может потребовать внесения изменений в бюджет текущего года. С одной стороны, оказание властями денежной помощи муниципальным и госизданиям может исказить и без того неровное конкурентное поле на рынке СМИ. Коммерческим изданиям, которым надеяться не на кого, придется либо еще больше зарабатывать при падающих показателях экономики, либо еще туже затянуть пояса, либо возложить все расходы на читателей, а это неизбежно приведет к значительному падению тиражей. С другой стороны, жесткие действия почты максимально приблизили многие районные СМИ к рыночным условиям, когда хочешь не хочешь, а надо крутиться: увеличивать рекламные доходы, искать альтернативные пути распространения и т. д. Этим, а также оптимизацией внутренних процессов сейчас в районках и заняты. Ряд изданий повысили стоимость рекламы. Однако на этот шаг рискнули пойти не все: далеко не во всех муниципалитетах есть так много рекламодателей, чтобы рисковать их потерей, повысив расценки. "Мы пошли традиционным путем, — рассказывает Елена Вольф. — У нас уволился водитель, он же был фотографом. Нового человека мы брать не стали". Однако во многих редакциях проблему намерены решать более системно — создавать собственные системы доставки. По словам Василия Полякова, редактора газеты "Новая жизнь", определенные задумки распространения газет по селам уже есть. Пока воплотить идею в жизнь мешают оргмоменты. Но работа в этом направлении вестись все равно будет, уверен Поляков, возможно, путем кооперации разных редакций и издательств. Сергей Рубель, редактор ключевской газеты, говорит, что намерен изучить опыт коллег из Волчихи и Углов, где альтернативная — независимая от почты — система доставки работает уже несколько лет. Тамара Пяткова, редактор угловской газеты "Трудовая слава", говорит, что коллеги звонят ей теперь регулярно. Она уверена, что если ей удалось наладить собственную доставку — в районе, третьем по площади в крае, где расположены 22 села, а расстояние до некоторых из них от райцентра достигает 90 км, где качество дорог, мягко говоря, оставляет желать лучшего, — то и другим удастся это сделать наверняка. Самостоятельно доставлять газеты в Углах решили в 2008 году. Пробовали разные варианты, в том числе и сами развозили, но это оказалось дорого. Сегодня навстречу редакции пошли предприниматели-таксисты, которые развозят газету практически бесплатно, причем всегда в срок. "Не дай бог задержать — читатели “бомбардировать” начинают", — говорит Тамара Пяткова. Сегодня стоимость доставки в общей цене подписки на "Трудовую славу" составляет лишь 28%.

Президент поручил разобраться
"Почтовый" вопрос сегодня рассматривается на самом высоком уровне. Начиная с прошлого года и в правительство, и президенту России многократно направлялись письма от самых разных объединений издателей, журналистов и распространителей прессы. Обращения министру связи и массовых коммуникаций Николаю Никифорову с просьбой решить проблему направляли губернаторы и законодательные органы нескольких регионов, в том числе и Алтайского края. К обсуждению подключился и "Общероссийский народный фронт" (ОНФ), который, организовав медиафорум независимых региональных СМИ, дал возможность журналистам поставить этот вопрос на встрече с президентом 24 апреля. По ее итогам глава государства дал поручение правительству разработать меры, "в том числе по предоставлению дополнительных дотаций, направленных на компенсацию издержек, понесенных региональными и муниципальными печатными СМИ <...> в связи с повышением ФГУП “Почта России” тарифов на доставку периодических печатных изданий". Срок исполнения — 1 июня 2014 года. А депутат Госдумы Виктор Климов попросил оценить действия "Почты России" антимонопольную службу. Вместе с тем в ходе текущей подписной кампании вряд ли что-то удастся изменить — подписка идет уже полтора месяца. Да и набор мер, которые разработает правительство, их качество и сроки исполнения прогнозировать сложно. А Михаил Сеславинский, руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, в ходе медиафорума ОНФ достаточно откровенно дал понять, что "Почта России", которая ставит задачу повышения рентабельности, постарается вообще "скинуть" с себя услугу доставки. И тогда очень многим изданиям придется находить собственные пути распространения, как семь лет назад это сделала газета из Угловского района.

Кому скидки на доставку?
• Федеральным изданиям при достижении подписного тиража 220 тыс. экземпляров — 17%
• Региональным изданиям при достижении подписного тиража 17,5 тыс. экземпляров — 17%
• Районным и городским изданиям — 25%
• Ветеранам, участникам Великой Отечественной войны, инвалидам I и II групп — 20%
• Подписчикам, забирающим издания в почтовых отделениях, — 43%

Из выступлений представителей ФГУП "Почта России" Надежда Архипенко, руководитель отдела подписки УФПС Иркутской области:
Размер выделяемых субсидий составлял 3 млрд. рублей ежегодно, что компенсировало лишь половину убытков предприятия. "Почта России" вынуждена была покрывать убытки от доставки подписных изданий за счет субсидирования из собственных средств. Отмена государственных дотаций повлекла за собой рост тарифов. Если бы цены остались на прежнем уровне, почтовый оператор понес бы колоссальные убытки. Для сохранения института подписки "Почта России" не ставила задачу выводить тарифы на уровень рентабельности. Планировалось лишь компенсировать увеличение убытков от выпадающих субсидий. Скорее всего, не получится компенсировать даже этого, так как пришлось пойти на существенное ограничение тарифов для районов Урала, Сибири и Дальнего Востока. Скажутся и скидки изданиям на тиражи.

Источник: "МК Иркутск" Евгений Бедарев, руководитель ФГУП "Почта России" в Алтайском крае:
Мы получили указание повысить тарифные проценты в 2,5 раза. Это услуги связи, подписка и доставка. Подписка — это убыточная услуга. Затраты на доставку прессы огромные. Поэтому, не получая субсидии, мы вынуждены поднимать цены.

Источник: "Капиталист" "По существу это катастрофа" Александр Оськин, председатель правления Ассоциации распространителей периодической печати:
Субсидии, которые государство выделяет на подписку, по сути, выделяются не "Почте России", а населению. Именно население получает льготы на подписку. А почта является каналом. И такая практика существует во всем мире. В Италии на доставку по почте одного экземпляра издания выделяют 1 доллар 60 центов. В России до последнего времени выделяли семь центов — это два-три рубля. Но в РФ это закончится 1 июля. По форме все правильно. Государство говорит: "Почта, работай хорошо!" И оно право. Даже сейчас дотации государства помогают "Почте России" покрывать убытки от подписки только на 53%. Почта говорит: "Мы хотим работать хорошо, но подписка — это камень, который тащит нас ко дну". И она тоже права. Но страдает-то народ. Поэтому по существу это катастрофа. Мне неизвестны такие меры, которые могли бы частично спасти ситуацию, если статью в бюджет не вернут. Нет такого спонсора в стране, который мог бы помогать населению. Им может быть только государство.