09 июля 2014

Дебют. «Корпоративная пресса как место сплочения журналистов»

Сложно сосчитать, сколько трудностей возникает на пути журналиста. Поэтому люди этой профессии, как никто другой нуждается в корпоративной прессе. Мы думаем, что это в первую очередь касается начинающих журналистов. Каким бы талантливым молодой человек не был, в этой профессии все же важен опыт. Поэтому людям, делающим только первые шаги в журналистике было бы полезно ознакомится с такими изданиями, как «Журналистика и медиарынок», «Журналист», и, конечно же, «Формат».
В каждом из этих журналов уделяется внимание основным ошибкам начинающих журналистов, даются советы и т.д. Некоторые люди утверждают, что для того, чтобы стать профессионалом в журналистике не нужны никакие журналы и книги об этой специальности. Главное – практика и только. Но наше мнение такого: практика без теории может быть очень болезненной. Конечно, то, как писать сложно усвоить из книг. Но, например, какие-то этические моменты (как себя вести во время интервью и т.д.) необходимы для начинающих журналистов, ведь редактор объяснять этого не станет. Полезны корпоративные издания и для журналистов с опытом. Ведь время не стоит на месте, все меняется и журналистика в том числе. Значит, и трудности в каждое время свои.
Такие издания – возможность поговорить о насущных проблемах журналиста. Выразить свою точку зрения, поделится опытом и т.д. Нам, как будущим журналистам, было очень интересно работать над курсовым проектом о корпоративной прессе. Мы анализировали такие журналы, как «Формат», «Журналистика и медиарынок», «Журналист». Данные издания оказывают большое влияние на журналистов. Рассматривают острейшие проблемы нынешнего медиасообщества - формирование информационного пространства страны, законотворчество, взаимоотношения прессы и власти, защита прав конкретного журналиста, демократические преобразования в прессе на базе свободы слова. На страницах профессиональных журналистских изданий есть место для рассказов и пьес о жизни редакций, для мемуаров, историй и медиаанекдотов.
Журналы рассматривают проблемы нынешнего медиасообщества – формирование информационного пространства страны, законотворчество, взаимоотношения прессы и власти, защита прав конкретного журналиста, демократические преобразования в прессе на базе свободы слова. Данные журналы являются одними из основных в корпоративной прессе журналистов. Они освещают основные проблемы журналистов: экономические, творческие. На первом плане остается вопрос о правах журналистов и попытки найти решение связанных с ним проблем. Профессиональные журналы стали местом сплочения журналистов и разных точек страны в крепкую профессиональную организацию. Это становится возможно благодаря организованной работе редакции, благодаря использованию современных средств создания и распространения.
Получается, что основная часть журналистов читают корпоративную прессу, но не регулярно. Это можно объяснить плотным графиком работы человека данной специальности. Ведь у настоящего журналиста свободного времени практически нет. Кроме того, таких изданий нет в свободной продаже (только по подписке), поэтому затрудняется возможность доступа молодых журналистов к этой прессе. В силу вступает психология - человеку приятнее посидеть с журналом дома, чем в зале библиотеки. Этим отчасти можно объяснить падение интереса журналистской молодежи к профессиональной прессе. Респондентам мы задавали вопрос, о том, какие разделы профессиональных журналистских изданий их интересуют больше всего. Чаще всего журналисты отвечали так: из истории журналистики, новые тенденции в сфере журналистики, о технике письма, правовые вопросы журналистики, муниципальные СМИ, социальные проекты.
Анализ анкетирования показал, что небольшая часть респондентов уже публиковались в профессиональных журналистских изданиях. 30% опрошенных хотят выступить на страницах корпоративной прессы с волнующими их проблемами. Мы интересовались, какие темы журналисты хотели бы осветить в профессиональных журналистских изданиях. Одних беспокоит, что информационные жанры вытесняют аналитические, принятие законов, затрудняющих работу СМИ, других - грамотность изданий, повышение квалификации журналиста.

Опрос
Одним из аспектов нашей работы над проектом было анкетирование. Нас интересовало в первую очередь, читают ли журналисты корпоративные издания (речь идет о «Журналисте», «Журналистика и медиарынок», «Формат») или нет. 13 % опрошенных журналистов знакомы с такими изданиями, но не читают их 33 % респондентов читают корпоративные журналы регулярно и не пропускают ни один номер 54 журналистов время от времени читают эти издания.
Юлия Шишаева, Людмила Коростелева, студентки третьего курса АлтГУ