«Летняя школа расследовательской журналистики имени Щекочихина»
На третьем курсе у студентов-журналистов ВГУ начинаются творческие лаборатории — занятия, которые помогают совершенствоваться в определенной сфере: культуре, фотографии, выборе темы. Лаборатория доцента Андрея Золотухина, руководителя школы, воспитывает будущих аналитиков и расследователей.
— После смерти Юрия Петровича мы на лаборатории занялись исследованием его творчества, — рассказывает Андрей Александрович. — Моя дипломница Маша Андрианова (она сейчас работает в пограничной службе Белоруссии) практически самостоятельно собрала весь массив публицистики Щекочихина за все годы: от первых материалов в «Комсомольской правде» до знаменитых очерков в «Литературной газете». Последние тексты, которые выходили в «Новой газете», уже были оцифрованы. Мы предложили «Новой...» сделать публицистический сборник из имевшихся у нас материалов. Редакции задумка понравилась, и в 2010 году к 60-летию Щекочихина мы выпустили книгу, которая называется «Незавершенн…». А потом я был в Переделкино на встрече друзей Юрия Петровича. Там и решили, что было бы неплохо создать школу аналитической и расследовательской журналистки имени Щекочихина. Летом 2010-го ее и провели. Тогда перед студентами и преподавателями выступали такие светила журналистики, как Павел Гутионтов, друг и коллега Юрия Щекочихина, Леонид Никитинский, Аркадий Бабченко.
Потом был небольшой перерыв. Вторая школа прошла уже в 2013-м— ее приурочили к 10-летию со дня смерти Щекочихина. В этом году памятной даты не было. Просто всем хотелось сюда приехать. И не только воронежским студентам — в школе есть девушки из Курска, парень из Саратова.
Больше, чем школа
Федеральных журналистов в этот раз было двое: Сергей Канев и Вера Челищева из «Новой газеты». Сергей — репортер криминальной хроники. Рассказывал о нюансах своей работы, о том, что журналист должен все записывать на диктофон или видео, чтобы у него были доказательства в суде. А потом показал слушателям свою сумку: сбоку — скрытая камера. Как он сказал, у него еще и в машине два видеорегистратора — впереди и сзади.
— Не ленитесь, — советовал Сергей Юрьевич. — Встречайтесь с людьми, выезжайте на место события. Не стесняйтесь учиться у других репортеров.
Вера Челищева — тоже репортер, только судебный. В этом направлении работает пять лет. Началось все с того, что ее отправили на судебное слушание по делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева — так она туда два года и проходила. Говорит, что на эти слушания люди уже ходили как на шоу: там собирались актеры театров и кино, там заводили знакомства и связи.
— В суде можно увидеть многое, — рассказала она. — И то, как прокурор с судьей чай пьет, что недопустимо. И то, что в судьях есть человечное — мне один помогал искать потерянную сережку. Но намного важнее не то, что ты видишь, а то, что получается на выходе. Мне важно, чтобы после того, как текст выйдет в газете, в судьбе человека происходили благоприятные изменения. Важно хоть как-то постараться помочь.
Как-то не получается называть встречи с журналистами лекциями: конспектировать никто не требует, жесткой дисциплины нет... Скорее это напоминает беседу по душам, где старший коллега делится своим опытом, а юные журналисты все впитывают. Общение неформальное — об этом говорят и студенты.
— Очень интересные лекции, — рассказывает студентка четвертого курса Маргарита Рабданова. — Приглашены практики — люди, которые много достигли в своей профессии. Они с удовольствием передают свой опыт студентам. И важно то, что никто не возводит границы по типу «студент — преподаватель»: общаешься с ними так, как удобно. Перед нами выступали и федеральные журналисты — Сергей Канев и Вера Челищева из «Новой газеты», и региональные — Андрей Цветков и Всеволод Иютин из «Коммерсанта» в Воронеже. И Андрей с Севой ничуть не уступают в профессионализме московским журналистам.
Но встречи с журналистами — еще не все. Студентам показывают местные достопримечательности: озера, лес, часть которого выгорела во время пожаров несколько лет назад, памятники — один Ленину, другой леснику. В прошлом году, когда погода позволяла, в обязательной программе была речка.
Еще студентов ждет командная игра — расследование за 24 часа. В прошлом году оно проходило на территории замка принцессы Ольденбургской. Какое место будет в этот раз — пока секрет для участников. Итоги расследования подведут на традиционном заключительном пикнике. А на следующий день все разъедутся, но увезут с собой неповторимую атмосферу, которую будут хранить до следующей расследовательской школы.