На страницах журнала «Журналист» редактор «Красноярского рабочего» В.Павловский делится впечатлениями о встрече с министром связи и массовых коммуникаций
Что сделало правительство? Ничего. Вот и надумало руководство Народного фронта спросить, почему чиновники пропускают мимо ушей, по сути дела, приказы своего главного начальника?
Самое страшное, что благодаря такой «работоспособнос
«Почта России» задрала стоимость доставки газеты почти вдвое, и для многих красноярцев подписка оказалась неподъемной. Это ведь не услуги ЖКХ, от оплаты которых отказаться невозможно, даже если они повышаются очень резко.
Приведу конкретные цифры. Подписная стоимость газеты «Красноярский рабочий» (3 номера в неделю, еженедельных 80 полос) в центральных и южных районах Красноярского края в первом полугодии 2014 года составляла 863 рубля с копейками, во втором – увеличилась почти до 1283 рублей. Рост – свыше 48 процентов.
Стоимость доставки, то есть услуг связи, в первом полугодии была равна 455 рублям, во втором – зашкалила за 868 рублей, показав рост на 90 с лишним процентов.
В северных районах, а Красноярский край разделен почтой на две подзоны, подписная цена поднялась еще круче – с 998 рублей до 1543, стоимость доставки – с 590 рублей до 1129−ти. Не удивительно, что там уже почти не осталось подписчиков.
При всем при этом качество доставки – ниже некуда. В Северо-Енисейско
В редакцию каждый день пишут и звонят читатели, бьют тревогу: «В деревне Красный ключ Балахтинского района, где я живу, нет почты. Три года назад у нас всеми почтовыми услугами занималась продавец сельского магазина – всех это устраивало. Сейчас решили сэкономить 5 тысяч рублей, что ей доплачивали. И теперь один раз в неделю на один час приезжает из другой деревни почтальон. Привозят ее на «Жигулях», расстояние немаленькое, не больше ли при этом расходы на бензин? А сейчас почтальон в отпуске, газет совсем нет».
«Почтальоны и в Красноярске доставляют номера газеты с большим опозданием. Для меня, человека военной заквас ки, привыкшего к тому, что все должно быть по-честному, такая расхлябанность неприемлема. Возмущает реакция почтовых работников на критику. Начинаешь выяснять причины несвоевременной доставки, а в ответ слышишь грубость». Подобных примеров – хоть пруд пруди. Каждому нашему подписчику надо бы медаль на грудь вешать – «За личную стойкость». Орден «За победу над почтой» давать пока некому.
Падение тиражей было бы еще бОльшим, если б мы весной не стали сознательно нагнетать страсти – едва ли не ежедневно писали о грядущем повышении цены и советовали читателям оформлять досрочную подписку. Многие вняли призывам.
Министра связи и массовых коммуникаций Николая Никифорова и мой доклад, и доклады моих коллег нисколько, казалось, не смутили. Он зачитал бумагу, которую ему подсунули незадачливые помощники. По уверениям главного редактора ростовской областной газеты «Наше время» Веры Южанской, она видела эту бумагу задолго до того, как Путин отдал распоряжение помочь региональной прессе.
«Доклад министра – это текст писем, которые редакторы газет и депутаты Госдумы получили в ответ на призывы о помощи и требования исправить ситуацию, – сказала она. – Все – как под копирку, в точности повторяется письмо заместителя генерального директора ФГУП «Почта России» Инессы Галактионовой».
Верю охотно. И все же, что, по мнению Никифорова (Галактионовой), сделано в части поддержки подписки? Изложу дословно:
«Сохранены скидки для федеральных изданий при достижении подписного тиража 220 тысяч экземпляров и для региональных изданий при достижении подписного тиража 17 500 экземпляров – скидка составила 17 процентов. Сохранены скидки для всех районных и городских изданий – 25 процентов. Сдержан рост тарифов на подписку в 3–5 тарифных зонах в целях роста подписной цены на издания, в среднем, не более чем на 25 процентов. (Хотя «Почта России» не обязана это делать, в каком-то смысле это идет из кармана почтальонов, которые доставляют прессу – добавил министр.) Увеличена скидка для подписчиков, получающих издания в отделении почтовой связи, с 10 до 43 процентов в среднем по стране в зависимости от тарифной зоны. Введены специальные тарифы для юридических лиц, работающих по прямым договорам с почтой (порядка 30 процентов скидка), по тендерным договорам (порядка 40 процентов скидка). Принято решение об увеличении сетевого вознаграждения для операторов и почтальонов, оформляющих подписку. Проведены стимулирующие акции для подписчиков в сельской местности».
Если кто-то поверил, что эти меры хоть как-то повлияли на ход подписки, я готов подписать его за свой счет на «Красноярский рабочий», причем в любом регионе России. И даже вышлю две бутылки подсолнечного масла, которым у нас стимулировали незажиточных селян.
Особенно поражает скидка для региональных СМИ в размере 17 процентов. Она полагается, напомню, при подписном тираже в 17,5 тысяч экземпляров. Покажите мне эти суперуспешные издания, в том числе ежедневные! В Красноярском крае под такой критерий не подпадает ни одна газета. Разве что о государственной прессе может идти речь, если она держит мизерные каталожные цены. То есть льгота – только на бумаге.
Министр
дал всем понять, что рассчитывать на господдержку при проведении
подписки в нынешних условиях – просто наивно. Денег, мол, в бюджете нет.
А подписку на второе полугодие затормозило не правительство, а сами
СМИ, заявил он наивным региональным издателям. Да, именно так и сказал:
«СМИ в значительной степени сами «затормозили» начало подписной
кампании, когда пошел ряд публикаций, что субсидия «Почте России» будет
возвращена. Субсидия исчезла не в этом году. Об этом было известно еще в
прошлом году. Спекуляции на возвращении субсидий на подписку не
соответствуют действительности
Уж не знаю, имел ли на самом деле место героический труд липецких и северокавказских чиновников, но мой северодвинский коллега Вячеслав Белоусов, генеральный директор и главный редактор издательства «Северная неделя», намекнул Никифорову, что данные о сдерживании падения подписки в Архангельске – обыкновенная липа. По словам коллеги, наблюдается, напротив, 30−процентный спад. Как и в Красноярске. То есть по всей стране людей все больше отлучают от прессы.
Николай Никифоров не преминул поучить регионалов, как нужно работать: «Практика показывает, что результаты подписки напрямую зависят и от востребованности издания у читателей. Там, где газета интересна и любима, драматического снижения подписки не происходит. А там, где редакции «расслабились» и прекратили ежедневную борьбу за читателя, происходит серьезное падение тиражей». Утер, что называется, носы неумехам. Мне – в частности. Сижу вот теперь и чешу за ухом: «Красноярский рабочий» признан «Медиалогией» самым цитируемым СМИ Красноярского края, но ведь газета, если следовать мыслям минист ра, неинтересна и нелюбима – за что же ее так активно цитируют?
Два часа общения с Николаем Анатольевичем многому нас научили. Например, тому, что минусы по-прежнему можно легко превращать в плюсы. Министр, ровным счетом ничего не сделавший для выполнения указаний президента, чувствует себя вполне уверенным в завтрашнем дне. С него, видимо, за просчеты и не спросится. Правда, уходил глава ведомства с круглого стола с весьма озабоченным видом. Привык ведь к чему? Прочитал доклад – и услышал аплодисменты. А тут получилось иначе: регионалы подменили аплодисменты захлопыванием откровенной брехни, а вдобавок – привели цифры и факты, подтверждающие, что до благополучия в медиаотрасли – как до Луны пешком.
…Мы уезжали из Москвы озабоченные. Особых надежд на благоприятный исход встречи никто и до круглого стола не питал, но после него надежд тоже не появилось. На душе – чувство какой-то безнадеги.
Когда я публиковал свои заметки с круглого стола ОНФ, с болью осознавал: их не прочитают более двух с половиной тысяч бывших подписчиков «Красноярского рабочего». Ладно бы читателей переманили другие издания. Но их, других, почти не осталось. Информационное пространство Красноярского края скукожилось до неприличия, скоро на нем останутся только государственные СМИ, которым власть щедро отваливает деньжищи на сытный прокорм.
Кстати, озвучил я во время сбора в ОНФ еще одну цифру. Главная краевая придворная газета получает в год из бюджета более 70 миллионов рублей. А теперь – цифры другие, озвученные на круглом столе: в 2013 году по линии «Роспечати» было поддержано 299 периодических печатных изданий на 115,9 млн рублей, доля региональных и муниципальных СМИ составила 57,6 процента. Бюджет на 2014 год – 99 млн рублей. На всю матушку Россию!
Почувствовали разницу? Увидели свет в конце тоннеля?