Книга Ю. Лаптиенко «Годы колымские» (автор живет в Украине)
В книге повествуется о том, как в далекие сороковые годы прошлого столетия трое закадычных друзей, которым не повезло с учебой на «материке», решились ехать в Магадан, чтобы поступить в горный техникум. В мрачно известном городе им обещали большую стипендию и форменную одежду.
Путь из Находки в бухту Нагаева продолжался семь суток. Дело было в сентябре, у парней были палубные билеты и скрываться от холода, дождя и жестокого охотского ветра им пришлось в пароходной трубе, глотая угольную пыль и копоть. Автор рассказывает, какой была в ту пору Колыма, где добывали золото и другие полезные ископаемые тысячи и тысячи заключенных, из которых многих безвинно оторвали от нормальной человеческой жизни.
В одной полевой геологической партии вместе с заключенными проходила и вторая производственная практика. С сочувствием и жалостью к этим людям описана переправа через реку Колыму, которую заключенным пришлось переходить вброд с опасностью для жизни.
В повести рассказывается о студенческой забастовке и последовавшем за ней комсомольском собрании и сменой руководства. А также о том, как был изгнан из комсомола один студент за то, что превознес итальянские и французские фильмы выше советских.
И все же главное в повести – это ежедневный быт и труд сначала студентов, а затем геологов, их путешествия по горам и долинам, маршруты, ночевки в палатках, долгие вечера у костров, рассказы бывалых, порою очень интересных людей. И дружба спаянных одной целью, одним стремлением разведчиков земных недр. Иногда автор выражает свои чувства стихами, которые органично вплетаются в повествование. С неподдельной симпатией описаны люди, с которыми приходилось трудиться. Замечательно выписан образ геолога, якута по национальности, Неустроева, неутомимого следопыта, охотника и доброго, отзывчивого товарища. Один из работавших с ним начальников партий справедливо назвал Неустроева якутским Дерсу Узала.
А. Солженицин в своем «Архипелаге» поставил геологов на одну доску с теми краснопогонниками, которые охраняли заключенных. Где он видел таких геологов? Исходя из наблюдений автора, которыми он щедро поделился в повести, разведчики недр всегда сочувственно относились к отсидевшим сроки людям, а тем более к еще не освободившимся, если это, конечно, не отпетые бандиты и жулики. Больше того, начальники геологических партий всегда по окончании полевого сезона оценивали труд этих рабочих таким образом, чтобы один день в поле засчитывался за три отсиживаемого срока.
Подробно описано тысячекилометровое путешествие на веслах по одному из притоков Индигирки, а в конце пути - и по самому руслу великой сибирской реки.
Яркими красками нарисованы фигуры и характеры товарищей, рядом с которыми пришлось путешествовать по горам и весям автору повести. Об интересной, романтической жизни увлеченных своей профессией людей узнает читатель из книги Ю.Лаптиенко «Годы колымские». Ее можно заказать в любом книжном интернет-магазине «Люблю книги».
Рецензия Николая Богормистова (дается в сокращении).