25 августа 2015

Алтайские параллели СМИ: "Омская правда"

Церемония награждения, в которой приняли участие и журналисты «ОП», состоялась в Барнауле. Омичи, как и в прежние годы, собрали солидный урожай наград. «Омская правда» нынче заняла третье место среди республиканских, краевых и областных газет. В числе лучших авторов призами отмечены наши коллеги Мария Гавриленко и фотокорреспондент Евгений Кармаев. И еще шестеро журналистов Омской области, работающие на телевидении, в городских и районных газетах, получили признание профессионального сообщества.

А конкуренция была жесткой. Конкурс со скромным бюджетом, особенно в нынешнем году, несмотря ни на что, продолжает набирать обороты, число участников растет.

Алтайский край встречал пишущих и снимающих так же гостеприимно, как в прошлом году Тува, в позапрошлом – Омская область. Конкурс дает журналистам возможность познакомиться с Сибирью. Но прежде всего это площадка профессионального общения. Одна из тем – «Журналистика как поступок». Когда лауреатов попросили рассказать предысторию своих материалов, мы услышали, что один очерк вынашивался полтора года, и в результате удалось не только вызвать волну сочувствия к «особенному» ребенку, но и провести ему успешную операцию. А другой коллега поведал, как трудно и счастливо рождалось одно из его двухсот интервью – с Нонной Мордюковой, после которого они стали с актрисой друзьями.

Наша Мария Гавриленко, изучив частный случай несправедливых поборов в сфере ЖКХ на примере одной героини, настолько дотошно разобралась в том, как нас дурят, что, верно, многим помогла не попасться на крючок завышенных тарифов. Председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов убежден, что наша профессия вернет во многом уже утраченный социальный авторитет, и возрождение журналистики начнется из российской провинции.

В Сростки, к Шукшину

В 90-е годы была попытка создать общесибирскую газету, но она не увенчалась успехом. И был сделан вывод: жителям одного региона неинтересно, что происходит в соседнем, все увлечены новостями из Москвы. Время было такое – раскаленное, политизированное. А сегодня, кажется, даже раздражает сплошной поток новостей только изнутри Садового кольца. Мы уже к этому раскладу привыкли. Поэтому неудивительно, что и о «Шукшинских днях на Алтае» сообщалось скороговоркой или не сообщалось вовсе. А это грандиозный праздник, на котором журналистам Сибири посчастливилось присутствовать. Сначала в Барнауле на открытии XVII Всероссийского Шукшинского фестиваля «Нравственность есть правда». Выступали Евгений Дятлов и Екатерина Гусева – с песнями, Сергей Никоненко – с чтением рассказа Василия Макаровича и воспоминаниями о нем. Фильмы, победившие в фестивальном конкурсе, объявили и показали в Сростках, на родине Шукшина, 25 июля – в день его 86-летия. В минувшую субботу на дороге из Барнаула в Сростки – нескончаемая вереница автомобилей, автобусов. Это похоже на паломничество. Жители родного села писателя встречают гостей радушно, как могут. Ох, был бы жив Василий Макарович, с каким бы он юмором описал этот прием земляков! Тут и мужик с обезьянкой зазывает на фото «всего за 200 рублей», и воздушная кукуруза из автомата, и китайские тряпки, и «истинно сибирские» шашлыки с пиццей. Но бочковой квас очень хорош, особенно в жару под 40 градусов, и алтайский мед, который «вчера качали» (веришь, что так и есть).

Основные события: ярмарка, концерт, кино на горе Пикет, откуда открываются необъятные дали за рекой Катунь с островерхими шапками предгорий Алтая на горизонте, – пейзаж, знакомый по фильмам Василия Макаровича. Замечательный в Сростках музей – в бывшей школе, где Василий Макарович учился и, оказывается, некоторое время и преподавал. Можно посидеть за пятой партой в крайнем от окна ряду, где его место обозначено веточкой калины красной. Вам расскажут, что название Сростки – от пяти соединившихся вместе заимок крестьян, приехавших из разных мест. Шукшины – из Саратовской губернии, это и сегодня распространенная здесь фамилия. Правда, звучит она с ударением на первом слоге, как было до Москвы и у Василия Макаровича. Его отца обвинили во вредительстве, арестовали и расстреляли с целой группой сельчан. Вася рос с отчимом, а подростком мать отправила его в соседнее село к дяде-счетоводу в надежде, что тот приохотит мальчика к бухгалтерии. План не сбылся, но путешествие к дяде запечатлено в рассказе Шукшина и в фильме «Позови меня в даль светлую».

С большой любовью и нежностью он сделал односельчан прототипами своих произведений. А те обиделись и писали коллективные письма протеста. Отголосок – в критической рецензии на фильм «Печки-лавочки» в «Алтайской правде» за 1973 год. Главная претензия – в образе героя, которого сыграл сам Шукшин, слишком много патриархальности, советские колхозники не такие. Как он переживал эту размолвку с земляками! А сегодня Сростки тем и знамениты, что ассоциируются с его именем.

Две крепости Петровы

Барнаул с 700 тысячами жителей меньше Омска, и пробок на улицах мы не видели, хотя местные уверяли, что и здесь они есть. Удивили далекие от стандарта новостройки: архитекторы здесь свободнее в творчестве. Возведен, например, жилой комплекс «Три богатыря» – дома действительно представляют из себя образы богатырей в шлемах. У полноводной Оби построены три дома в 30 этажей, из квартир – захватывающие виды. А самый престижный жилой комплекс – на горе, в сосновом бору, от которого, впрочем, минут 15 до центра на трамвае. На главном проспекте Ленина бульвар во всю его протяженность. В Барнауле не борются, как у нас, ни с трамваями, ни с зеленью. Оба наши региона – хлебные. Но Алтайский край – единственный за Уралом, где выращивают и сахарную свеклу. А гречихи здесь производят 40 процентов от всей, что собирают в стране. И 92 процента подсолнечника в Сибири родом из Алтайского края.

Бийск – город старше Барнаула и второй по величине в крае. С Омском родство такое: только Бийская и Омская крепости построены за Уралом по указу Петра I. Бийск 300-летний юбилей отметил в 2009 году, нам такой же предстоит в будущем. Своим происхождением от царя-преобразователя жители Бийска гордятся и без всяких споров и раздоров установили ему конный памятник, о котором говорят: «наш Медный всадник», и назвали бульвар именем Петра Великого. А омичи с 1916 года не могут на подобное решиться. В Алтайском крае чтят память многих выдающихся земляков. Есть музей Германа Титова, Виталия Бианки, гордятся Робертом Рождественским – вот еще ниточка связи с Омском. В крае, и не только в Год литературы, а постоянно проводится 17 литературных чтений, посвященных писателям! На самом значительном, шукшинском, празднике были делегации сразу трех творческих союзов России: писателей, кинематографистов и журналистов. Это значит, кто-то снимет, напишет. И многие захотят побывать здесь еще.

Светлана Васильева