Достучаться до читателя. Рубцовский вариант
«Как достучаться до читателя?» – вопрос вопросов любой районной газеты и не только. А действительно, как? Волшебного рецепта для всех здесь не существует, поэтому каждая редакция ищет ответ в своём направлении. В газете «Местное время» мы решили изменить форму подаваемой читателю информации. И остановились примерно на следующей схеме.
Допустим, мы решили разобраться, почему цены на автозаправочных станциях постоянно стремятся вверх? Корреспондент получает задание и, через какое-то время, выдаёт «на гора» текстовый материал, в котором присутствует вся доступная на данный момент информация. Как до недавнего времени в редакции решали задачу с размещением данного материала? Верстали в подбор на необходимое количество колонок, плюс одна-две сопроводительных фотографии в тему. Но недостаточно просто разместить материал на полосе. Материал нужно хорошо подать. В противном случае, мы рискуем вообще не достучаться до читателя! Ведь, он не обязан читать нашу публикацию. Читатель и так уже знает, что ситуация с ценами на ГСМ у нас складывается не лучшим образом. Об этом ему неоднократно в разных формах сообщали по радио, в телевизионных программах и в новостных лентах всемирной паутины. Что нового теперь читателю хотим сказать мы?
Вернёмся к нашим ГСМ. Что мы имеем?
1. Статистические выкладки по динамике роста цен на ГСМ в течение года.
2. Комментарий специалиста отдела администрации района.
3. Мнение фермера (руководителя механизированной бригады).
4. Прогноз владельца сети заправочных станций.
5. Крик о помощи частного автовладельца.
6. Сравнительный анализ цен на ГСМ в различных районах (краях, странах).
7. Заключительный вывод автора о неоднозначности ситуации.
Первым делом стараемся сделать так, чтобы заголовок не был абстрактным. «Остобензинило!» Зацепит? Думаю, да.
Далее – надзаголовок-лид. Почему – лид? Нам необходимо кратко, но чётко пояснить читателю, какое тематическое «путешествие» ему на этот раз приготовили. Берём за основу: «С начала года стоимость топлива выросла, в среднем, на 2,3%. Литр бензина в нашем городе теперь стоит около 35 рублей. Что происходит, и что делать?». Теперь мы показали «нехорошую тенденцию» и заинтриговали читателя: действительно, нужно попытаться разобраться, что происходит, а самое главное – понять, что можно в этой ситуации сделать?
Статистические выкладки в тексте крайне трудны для чтения и, тем более – правильного восприятия и понимания. Переводим их в инфографику. Комментарий, мнение, прогноз, крик о помощи также можно максимально визуализировать. Мы же понимаем, что 90% информации человек воспринимает зрительными образами. Поэтому, облегчаем читателю получение информации, и на выходе получаем информационный пакет, в котором использованы все исходные данные, но изменена форма подачи материала.
В чём преимущество такого пакета? Да, газета не стала первоисточником новостей, но предоставила массу дополнительных материалов, которые значительно расширят кругозор читателя по обозреваемой тематике. И не факт, что информацию в таком объёме читатель найдёт где-нибудь ещё. Следовательно, возрастает ценность таких газетных страниц. Главное, чтобы их наполнение отвечало всё возрастающим запросам читающей аудитории.
Знаю, велосипед мы не изобрели. Но, под новые задачи изменили композиционно-графическую модель издания: в привычные прямоугольные «карманы» информационный пакет втискивался с трудом. Теперь модульная сетка позволяет верстать текст даже «по диагонали», как сказал один из читателей в отзывах. А другой сравнил такие страницы со страницами на интернет-порталах.
Радужно, разумеется, далеко не всё. Где в районной редакции найти столько квалифицированных исполнителей, да ещё обязать их творить чудеса еженедельно и на каждой странице? Ведь, у автора время работы с наполнением информационного пакета увеличивается в разы, а у дизайнера не хватает новых идей, и начинают проскакивать шаблонные заготовки. В результате «срезания углов», информационные пакеты сегодня появляются в нашей газете, увы, не часто, постепенно вновь уступив место достаточно стандартным макетам. Образно говоря, на спорткаре ездим в булочную…
Тем не менее, свой вариант ответа на вопрос, как достучаться до читателя, у нас сегодня есть. Хотя бы в теории, и немного – на практике. Значит, есть к чему стремиться, и над чем работать. И что в дальнейшем у нас получится, покажет время. Разумеется – «Местное».
Допустим, мы решили разобраться, почему цены на автозаправочных станциях постоянно стремятся вверх? Корреспондент получает задание и, через какое-то время, выдаёт «на гора» текстовый материал, в котором присутствует вся доступная на данный момент информация. Как до недавнего времени в редакции решали задачу с размещением данного материала? Верстали в подбор на необходимое количество колонок, плюс одна-две сопроводительных фотографии в тему. Но недостаточно просто разместить материал на полосе. Материал нужно хорошо подать. В противном случае, мы рискуем вообще не достучаться до читателя! Ведь, он не обязан читать нашу публикацию. Читатель и так уже знает, что ситуация с ценами на ГСМ у нас складывается не лучшим образом. Об этом ему неоднократно в разных формах сообщали по радио, в телевизионных программах и в новостных лентах всемирной паутины. Что нового теперь читателю хотим сказать мы?
Вернёмся к нашим ГСМ. Что мы имеем?
1. Статистические выкладки по динамике роста цен на ГСМ в течение года.
2. Комментарий специалиста отдела администрации района.
3. Мнение фермера (руководителя механизированной бригады).
4. Прогноз владельца сети заправочных станций.
5. Крик о помощи частного автовладельца.
6. Сравнительный анализ цен на ГСМ в различных районах (краях, странах).
7. Заключительный вывод автора о неоднозначности ситуации.
Первым делом стараемся сделать так, чтобы заголовок не был абстрактным. «Остобензинило!» Зацепит? Думаю, да.
Далее – надзаголовок-лид. Почему – лид? Нам необходимо кратко, но чётко пояснить читателю, какое тематическое «путешествие» ему на этот раз приготовили. Берём за основу: «С начала года стоимость топлива выросла, в среднем, на 2,3%. Литр бензина в нашем городе теперь стоит около 35 рублей. Что происходит, и что делать?». Теперь мы показали «нехорошую тенденцию» и заинтриговали читателя: действительно, нужно попытаться разобраться, что происходит, а самое главное – понять, что можно в этой ситуации сделать?
Статистические выкладки в тексте крайне трудны для чтения и, тем более – правильного восприятия и понимания. Переводим их в инфографику. Комментарий, мнение, прогноз, крик о помощи также можно максимально визуализировать. Мы же понимаем, что 90% информации человек воспринимает зрительными образами. Поэтому, облегчаем читателю получение информации, и на выходе получаем информационный пакет, в котором использованы все исходные данные, но изменена форма подачи материала.
В чём преимущество такого пакета? Да, газета не стала первоисточником новостей, но предоставила массу дополнительных материалов, которые значительно расширят кругозор читателя по обозреваемой тематике. И не факт, что информацию в таком объёме читатель найдёт где-нибудь ещё. Следовательно, возрастает ценность таких газетных страниц. Главное, чтобы их наполнение отвечало всё возрастающим запросам читающей аудитории.
Знаю, велосипед мы не изобрели. Но, под новые задачи изменили композиционно-графическую модель издания: в привычные прямоугольные «карманы» информационный пакет втискивался с трудом. Теперь модульная сетка позволяет верстать текст даже «по диагонали», как сказал один из читателей в отзывах. А другой сравнил такие страницы со страницами на интернет-порталах.
Радужно, разумеется, далеко не всё. Где в районной редакции найти столько квалифицированных исполнителей, да ещё обязать их творить чудеса еженедельно и на каждой странице? Ведь, у автора время работы с наполнением информационного пакета увеличивается в разы, а у дизайнера не хватает новых идей, и начинают проскакивать шаблонные заготовки. В результате «срезания углов», информационные пакеты сегодня появляются в нашей газете, увы, не часто, постепенно вновь уступив место достаточно стандартным макетам. Образно говоря, на спорткаре ездим в булочную…
Тем не менее, свой вариант ответа на вопрос, как достучаться до читателя, у нас сегодня есть. Хотя бы в теории, и немного – на практике. Значит, есть к чему стремиться, и над чем работать. И что в дальнейшем у нас получится, покажет время. Разумеется – «Местное».