От наследия Пырьева – к музею сибирского кино
С упрямым характером чалдона
Вот первые строки его автобиографической книги: «Я родился в Сибири, на большой судоходной реке Обь, в селе Камень».
Многие каменцы помнят маленький домик, который до недавнего времени стоял на перекрестке улиц Ленина и Республики, вблизи от производственной базы Каменской пристани. В нем 17 ноября 1901 года появился на свет будущий гений киноискусства. Домика того уж нет, на его месте поставили мемориальную стелу. А память жива. Собранные Каменским краеведческим музеем материалы, экспозиция, посвященная Пырьеву, позволяют каждому жителю города и гостю Камня познакомиться с основными этапами творческого пути знаменитого советского режиссера. На этих материалах построим и мы главную линию своих сегодняшних «сказаний» о нем.
«Родители мои – коренные сибирские чалдоны – крестьянствовали. Кроме работы на полях отец и мать грузили хлебом огромные баржи. В 1904 году в один из праздников во время гулянья между грузчиками возникла драка. В этой драке отца убили», – напишет позже Иван Пырьев.
Дорога домой не лежала
В 1918 году Иван пытался вернуться домой, в Камень, но из-за сложной политической обстановки смог добраться только до Екатеринбурга. Там он жил и работал до 1921 года, там началась его творческая биография. Работая агитатором политотдела железнодорожной бригады, Иван продолжал образование в народном университете, участвовал в драмкружках железнодорожного клуба, учился в театральной студии облпрофсоюза. Этой студией руководил в то время Лев Литвинов, впоследствии известный театральный режиссер. То было началом большого творческого пути Ивана Пырьева.
В Екатеринбурге он стал одним из организаторов Уральского областного Пролеткульта, играл в спектаклях студии. В 1921 году в этом городе гастролировала студия МХАТ. Игра профессиональных актеров настолько захватила Ивана Пырьева и его друга Гришу Александрова, что они решили ехать в Москву учиться.
Настойчивости и упорства обоим было не занимать. Это не раз помогало им в дальнейшей жизни. В 1921 году они поступили в студию Первого рабочего театра Пролеткульта в Москве. Иван Пырьев стал играть в спектаклях Сергея Эйзенштейна, продолжая учебу. Ему нравилась актерская работа. Но со временем он почувствовал, что хочет чего-то другого, «...какой-то другой, более живой, более широкой, оперативной деятельности», – напишет он в автобиографии.
Совмещать работу в театре и кино было сложно. Иван Пырьев выбирает кино, которое становится делом его жизни. В 1927 году ему предложили самостоятельно снять фильм «Посторонняя женщина», который стал его первой картиной. Снятый им в 1929 году фильм «Государственный чиновник» запретили, режиссер оказался без работы. Пырьев с женой, актрисой Адой Войцик, уехал в Ереван, но вскоре вернулся в Москву.
Кинотворчество: линия жизни
В 1932 году в кинематограф приходит звук. Пырьеву поручают снять первую художественно-звуковую картину «Конвейер смерти», посвященную борьбе компартии Германии против фашизма на примере жизни трех немецких девушек-антифашисток. Успех фильма был ошеломляющий.
Далее год за годом появляются его новые картины: «Партийный билет», «Богатая невеста», за которую Пырьев был награжден орденом В.И. Ленина, «Трактористы» (за них он получил Сталинскую премию СССР I степени). В 1941 году Пырьев поставил один из самых известных и всенародно любимых фильмов – музыкальную комедию «Свинарка и пастух». Позже Пырьев признавался: «Я люблю эту картину. Именно она, как мне кажется, окончательно определила мой творческий путь, который уже в другом качестве нашел в дальнейшем выражение и в «Сказании о земле Сибирской», и в «Кубанских казаках». Именно в этих картинах режиссер-сибиряк с ностальгией выразил свою любовь к деревне, гордо заявил о своей крестьянской природе.
Фильм «Сказание о земле Сибирской» был снят в 1947 году. Для проведения натуральных съемок были организованы киноэкспедиции в Сибирь. В этой картине Пырьев показал преобразования, произошедшие в жизни сибиряков в последние годы, связывая будущее страны именно с Сибирью, с созидающей силой и мощью сибирского характера. Успех картины пролил на Ивана Пырьева золотой дождь наград: он был удостоен ордена Ленина, ордена Белого льва (от правительства Чехословакии), получил Премию Труда и Премию за лучший цветной фильм, Сталинскую премию I степени и звание народного артиста СССР.
Свой среди своих
Иван Александрович Пырьев не забывал Алтай, способствовал проведению там творческих встреч с кинематографистами, участвовал в организации и проведении кинофестивалей. В октябре 1962 года Иван Пырьев, возглавив группу кинематографистов, побывал на Алтае. Они провели в Барнауле большое количество встреч с работниками промышленных предприятий, встретились с труппой Алтайского драмтеатра, с творческой интеллигенцией. С их участием была снята передача на Барнаульской телестудии.
Сохранить наследие
Мемориальная доска в честь Ивана Пырьева вот уже 15 лет напоминает каменцам о том, что их земля богата талантами, что здесь рождались, жили, отсюда улетали славить родной край птицы самого высокого полета. Народный артист СССР Иван Пырьев, известная актриса Лариса Буркова, кинооператор, корреспондент Центрального телевидения, писатель Александр Саранцев и многие другие… В настоящий момент информация о знаменитом земляке есть в экспозициях Каменского краеведческого музея и Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая. Сегодня в крае активно обсуждается идея создания в Камне-на-Оби самостоятельного мемориального музея Ивана Пырьева. Сама идея не нова. В начале двухтысячных директор Каменского киновидеоцентра Сергей Овсянников вел переговоры с Кареном Шахназаровым о создании на базе кинотеатра «Звезда» центра кинематографии им. Пырьева, планировал организовать музей знаменитого земляка. Но большую мечту осуществить тогда не удалось. Свелась она к мемориальной доске.
Мысли об открытии музея Ивана Пырьева потом еще не раз возникали в умах каменской общественности. Но столь серьезный проект провинциальному муниципалитету не по карману. Недавно идея создания в Камне мемориального музея знаменитого кинорежиссера открыто прозвучала из уст представителей краевых властей. Этот пункт был внесен в программу развития объединенной территории, ныне именуемой Каменским районом, самым большим по численности населения муниципальным районом Алтайского края.
Амбициозный замысел
Сейчас мы по поручению губернатора прорабатываем этот вопрос, – рассказывает Галина Кубрина, заместитель начальника управления Алтайского края по культуре и архивному делу, начальник отдела культурного наследия. – В каком виде родится этот проект, сказать пока сложно. Понятно, что ведущим станет наследие Ивана Александровича Пырьева. Но в нем должны быть отражены история всего российского кинематографа, роль и участие в нем наших земляков.
Нам очень интересен этот проект, – говорит директор ГМИЛИКА Игорь Коротков. – Пока, правда, неясен его масштаб. Есть два варианта: мемориальный музей Ивана Александровича Пырьева и более амбициозный замысел – музей сибирского кино. Пырьев как предтеча российского кино мог бы под своим крылом объединить всех деятелей кино, родившихся на Алтае. Можно назвать больше двадцати фамилий наших земляков – известных актеров и режиссеров, ныне живущих и уже ушедших. А ведь помимо них есть еще целый полк людей, связанных с миром кино: операторы, кинохудожники, звукорежиссеры, композиторы. На стихи Роберта Рождественского написано множество песен к культовым фильмам. Каждый кинематографист Алтая должен быть достойно представлен в этом музее.
Игорь Коротков поделился и третьей, еще более масштабной идеей – создание на базе каменского музея имени Ивана Пырьева еще одного филиала Госфильмофонда, которых несколько в стране. Это дало бы нам право на льготный прокат фильмов, создавало бы хорошую базу для проведения на Алтае научных конференций, кинофестивалей.
Фото предоставлено Каменским краеведческим музеем и «Каменской народной газетой»
Вот первые строки его автобиографической книги: «Я родился в Сибири, на большой судоходной реке Обь, в селе Камень».
Многие каменцы помнят маленький домик, который до недавнего времени стоял на перекрестке улиц Ленина и Республики, вблизи от производственной базы Каменской пристани. В нем 17 ноября 1901 года появился на свет будущий гений киноискусства. Домика того уж нет, на его месте поставили мемориальную стелу. А память жива. Собранные Каменским краеведческим музеем материалы, экспозиция, посвященная Пырьеву, позволяют каждому жителю города и гостю Камня познакомиться с основными этапами творческого пути знаменитого советского режиссера. На этих материалах построим и мы главную линию своих сегодняшних «сказаний» о нем.
«Родители мои – коренные сибирские чалдоны – крестьянствовали. Кроме работы на полях отец и мать грузили хлебом огромные баржи. В 1904 году в один из праздников во время гулянья между грузчиками возникла драка. В этой драке отца убили», – напишет позже Иван Пырьев.
Дорога домой не лежала
В 1918 году Иван пытался вернуться домой, в Камень, но из-за сложной политической обстановки смог добраться только до Екатеринбурга. Там он жил и работал до 1921 года, там началась его творческая биография. Работая агитатором политотдела железнодорожной бригады, Иван продолжал образование в народном университете, участвовал в драмкружках железнодорожного клуба, учился в театральной студии облпрофсоюза. Этой студией руководил в то время Лев Литвинов, впоследствии известный театральный режиссер. То было началом большого творческого пути Ивана Пырьева.
В Екатеринбурге он стал одним из организаторов Уральского областного Пролеткульта, играл в спектаклях студии. В 1921 году в этом городе гастролировала студия МХАТ. Игра профессиональных актеров настолько захватила Ивана Пырьева и его друга Гришу Александрова, что они решили ехать в Москву учиться.
Настойчивости и упорства обоим было не занимать. Это не раз помогало им в дальнейшей жизни. В 1921 году они поступили в студию Первого рабочего театра Пролеткульта в Москве. Иван Пырьев стал играть в спектаклях Сергея Эйзенштейна, продолжая учебу. Ему нравилась актерская работа. Но со временем он почувствовал, что хочет чего-то другого, «...какой-то другой, более живой, более широкой, оперативной деятельности», – напишет он в автобиографии.
Совмещать работу в театре и кино было сложно. Иван Пырьев выбирает кино, которое становится делом его жизни. В 1927 году ему предложили самостоятельно снять фильм «Посторонняя женщина», который стал его первой картиной. Снятый им в 1929 году фильм «Государственный чиновник» запретили, режиссер оказался без работы. Пырьев с женой, актрисой Адой Войцик, уехал в Ереван, но вскоре вернулся в Москву.
Кинотворчество: линия жизни
В 1932 году в кинематограф приходит звук. Пырьеву поручают снять первую художественно-звуковую картину «Конвейер смерти», посвященную борьбе компартии Германии против фашизма на примере жизни трех немецких девушек-антифашисток. Успех фильма был ошеломляющий.
Далее год за годом появляются его новые картины: «Партийный билет», «Богатая невеста», за которую Пырьев был награжден орденом В.И. Ленина, «Трактористы» (за них он получил Сталинскую премию СССР I степени). В 1941 году Пырьев поставил один из самых известных и всенародно любимых фильмов – музыкальную комедию «Свинарка и пастух». Позже Пырьев признавался: «Я люблю эту картину. Именно она, как мне кажется, окончательно определила мой творческий путь, который уже в другом качестве нашел в дальнейшем выражение и в «Сказании о земле Сибирской», и в «Кубанских казаках». Именно в этих картинах режиссер-сибиряк с ностальгией выразил свою любовь к деревне, гордо заявил о своей крестьянской природе.
Фильм «Сказание о земле Сибирской» был снят в 1947 году. Для проведения натуральных съемок были организованы киноэкспедиции в Сибирь. В этой картине Пырьев показал преобразования, произошедшие в жизни сибиряков в последние годы, связывая будущее страны именно с Сибирью, с созидающей силой и мощью сибирского характера. Успех картины пролил на Ивана Пырьева золотой дождь наград: он был удостоен ордена Ленина, ордена Белого льва (от правительства Чехословакии), получил Премию Труда и Премию за лучший цветной фильм, Сталинскую премию I степени и звание народного артиста СССР.
Свой среди своих
Иван Александрович Пырьев не забывал Алтай, способствовал проведению там творческих встреч с кинематографистами, участвовал в организации и проведении кинофестивалей. В октябре 1962 года Иван Пырьев, возглавив группу кинематографистов, побывал на Алтае. Они провели в Барнауле большое количество встреч с работниками промышленных предприятий, встретились с труппой Алтайского драмтеатра, с творческой интеллигенцией. С их участием была снята передача на Барнаульской телестудии.
Сохранить наследие
Мемориальная доска в честь Ивана Пырьева вот уже 15 лет напоминает каменцам о том, что их земля богата талантами, что здесь рождались, жили, отсюда улетали славить родной край птицы самого высокого полета. Народный артист СССР Иван Пырьев, известная актриса Лариса Буркова, кинооператор, корреспондент Центрального телевидения, писатель Александр Саранцев и многие другие… В настоящий момент информация о знаменитом земляке есть в экспозициях Каменского краеведческого музея и Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая. Сегодня в крае активно обсуждается идея создания в Камне-на-Оби самостоятельного мемориального музея Ивана Пырьева. Сама идея не нова. В начале двухтысячных директор Каменского киновидеоцентра Сергей Овсянников вел переговоры с Кареном Шахназаровым о создании на базе кинотеатра «Звезда» центра кинематографии им. Пырьева, планировал организовать музей знаменитого земляка. Но большую мечту осуществить тогда не удалось. Свелась она к мемориальной доске.
Мысли об открытии музея Ивана Пырьева потом еще не раз возникали в умах каменской общественности. Но столь серьезный проект провинциальному муниципалитету не по карману. Недавно идея создания в Камне мемориального музея знаменитого кинорежиссера открыто прозвучала из уст представителей краевых властей. Этот пункт был внесен в программу развития объединенной территории, ныне именуемой Каменским районом, самым большим по численности населения муниципальным районом Алтайского края.
Амбициозный замысел
Сейчас мы по поручению губернатора прорабатываем этот вопрос, – рассказывает Галина Кубрина, заместитель начальника управления Алтайского края по культуре и архивному делу, начальник отдела культурного наследия. – В каком виде родится этот проект, сказать пока сложно. Понятно, что ведущим станет наследие Ивана Александровича Пырьева. Но в нем должны быть отражены история всего российского кинематографа, роль и участие в нем наших земляков.
Нам очень интересен этот проект, – говорит директор ГМИЛИКА Игорь Коротков. – Пока, правда, неясен его масштаб. Есть два варианта: мемориальный музей Ивана Александровича Пырьева и более амбициозный замысел – музей сибирского кино. Пырьев как предтеча российского кино мог бы под своим крылом объединить всех деятелей кино, родившихся на Алтае. Можно назвать больше двадцати фамилий наших земляков – известных актеров и режиссеров, ныне живущих и уже ушедших. А ведь помимо них есть еще целый полк людей, связанных с миром кино: операторы, кинохудожники, звукорежиссеры, композиторы. На стихи Роберта Рождественского написано множество песен к культовым фильмам. Каждый кинематографист Алтая должен быть достойно представлен в этом музее.
Игорь Коротков поделился и третьей, еще более масштабной идеей – создание на базе каменского музея имени Ивана Пырьева еще одного филиала Госфильмофонда, которых несколько в стране. Это дало бы нам право на льготный прокат фильмов, создавало бы хорошую базу для проведения на Алтае научных конференций, кинофестивалей.
Фото предоставлено Каменским краеведческим музеем и «Каменской народной газетой»