27 января 2016

Наши на страницах профессионального журнала Союза журналистов России «Журналистика и медиарынок»

Районка: портрет на фоне…

Помню, как четырнадцатилетней девчонкой в качестве юнкора впервые переступила порог местной районной газеты. Волнуясь, я входила в местный домжур - небольшое здание, внутри которого - тесные кабинеты с серьезными людьми за перестукивающимися пишущими машинками, типографский цех с грохочущими линотипами и огромной тигельной печатной машиной. Все это слаженно двигалось, сообщалось, настраивалось друг на друга и – на нас, читателей. А в результате – рождался очередной свежий номер близкой сердцу каждого местного газеты – районки.

Мне повезло. Вся профессиональная судьба связана с единственной сферой – журналистикой, конкретно – районными газетами. Отдав почти четверть века районке, последние годы работаю в управлении края по печати – и опять-таки сотрудничаю прежде всего с муниципальными изданиями. Потому, наверное, и могу порассуждать, какая она сегодня, районная газета?

Самая главная газета

Последние годы печатные издания мира демонстрируют падение тиражей. Последствия «цифровой революции», переход изданий в интернет, уменьшение интереса к чтению… На фоне этих тенденций, тем не менее, именно районки остаются практически неизменно в фокусе читательского внимания. По данным современных исследователей, общий разовый тираж местных газет в нашей стране - более 49 млн. экз., в то время как разовый тираж всех общероссийских – 36 млн. экземпляров. Городские и районные издания показывают насыщенность, недостижимую ни для федеральных, ни для областных газет. У более половины редакций один экземпляр газеты приходится на 7-10 человек. В нашем крае немало изданий, где районную газету выписывает практически каждая семья - новичихинская, курьинская, родинская, усть-калманская, каменская газеты… В чем секрет успеха? Думаю, главное здесь – даже не преданность «за давностью традиций» (хотя многим из местных газет перевалило уже за восемьдесят) а, все же – настоящее доверие. На фоне интернетовских, порой откровенно лживых, манипуляторский постов и заметок именно местная газета остается «своей», «взаправдашней». Районка расскажет о том, что случилось в соседнем селе и со знакомым с его улицы; районка, что гораздо важнее - не обманет. Как априори не может, точнее, не должен обмануть близкий знакомый – иначе, как потом с ним можно будет здороваться за руку, не отводя глаз? Сельский корреспондент – как правило, уважаемый в районе человек, не хуже, а порой и лучше любых официальных лиц, по мнению читателей, разбирающийся в проблемах села, района. Везде бывает, участвует, видит своими глазами. И у него – самое главное - хватит совести рассказать об этом честно и правдиво в газете.

У районки был и остается свой, задушевный тон публикаций, который не присущ не региональной, ни – тем более – федеральной прессе. Пожалуй, только в районке, задолго до эры онлайн-коммуникации, можно получить целый шквал откликов – как плохих, так и хороших; телефонные звонки и письма дополняются личными встречами, готовностью порассуждать «начистоту», написать отзыв… Читатель с равной охотой обсуждает серьезные темы и участвует в шуточных конкурсах, советуется друг с другом и рекомендует… Не в содержании ли наших районок создатели социальных сетей черпали вдохновение?

Очаг культуры и орган власти

Последние 2 года наш край стал площадкой для проведения больших медиа-форумов: межрегиональный медиафорум «Формула доверия: диалог на Алтае» в Белокурихе, XIV Межрегиональный форум прессы «Сибирь- территория надежд» – в наш регион съезжались знаменитые журналисты, редакторы популярных изданий, исследователи, представители журналистских объединений. Главная тема, вокруг которой крутились все круглые столы и мастер-классы – как современным СМИ быть «на плаву», соответствовать запросам своей аудитории, сохранять тиражи, выстраивать диалог с читателем и властью, просто ЖИТЬ, наконец... Наш губернатор Александр Карлин, выступая перед собравшимися, особый акцент сделал именно на сохранении и развитии районных газет, назвав их «очагами культуры на селе». Точное сравнение. Каждая районная газета – это не просто периодическое печатное издание с местной информацией. В местную редакцию люди идут со своими проблемами. Со своей радостью и со своей болью. Поделиться мнением или задать вопрос. Поговорить и послушать. Именно в редакцию, как правило, идут мастера слова – самодеятельные поэты, прозаики. Сами редакции чаще всего активно сотрудничают с культурой – выпускают книги, проводят литературные кафе, встречи со своими земляками «за круглым столом» Нередки случаи, когда, устраивая общественные мероприятия, дни подписчика, газетчики сами выступают в роли артистов – чтецов, певцов, театралов. К примеру, благовещенская газета «Родная сторона», объявив акцию, объехала все села района не просто с презентацией своего издания – но и с номерами художественной самодеятельности, подготовленными самими журналистами.

Последние годы районка превращается действительно в давным-давно напророченную журналистике «четвертую власть». Все главные проблемы и стратегия развития муниципалитета обязательно обсуждаются либо на мероприятиях, организованных местной редакцией, либо с привлечением ее к обсуждению тем. Центр общественного диалога – не только газетные страницы; это мероприятия, организуемые редакцией, эксперты, привлекаемые редакцией, общение власти и самых широких кругов населения, организуемые ею же. Помимо того, сотрудники издания сами вовлекаются в общественную жизнь – проводят акции и реализуют социально значимые проекты. Разбивают парки, организуют строительство детских площадок, учат пенсионеров компьютерной грамотности, обеспечивают бесплатный прием квалифицированного юриста для многодетных мам…Конечно, все это получает широкое информационное сопровождение на страницах газет. Однако главная цель – помочь реальным делом, а потом уже – рассказать об этом всем.

Территория инноваций и…выживания

У современного человека большой выбор средств массовой коммуникации: кроме газеты, есть радио, телевидение, интернет-газеты, социальные сети, блоги… Андрей Мирошниченко в своей книге «Когда умрут газеты» с точностью едва ли не до дня высчитал, когда уйдет в небытие последняя печатная периодика. Спорное мнение. Не зря над ним серьезно «ломают копья» многие исследователи. Однако – ясно одно: чтобы выжить и быть востребованными у современного читателя, газетам надо меняться. Даже районкам с их десятилетиями выпестованными устоями, патриархальностью и стремлением жить «по своему», не гонясь за новомодными тенденциями. На смену старшему поколению идет младое: окутанное планшетами и смартфонами, разговаривающее и пишущее с помощью интернет-«иконок» и пролистывающее не глядя страницы без картинок… Возрастающие запросы читателей вкупе с современными тенденциями – переход на полноцвет, создание и поддерживание электронной версии издания, оплата труда дизайнеров при смене графической модели – на все это у большинства районок катастрофически не хватает средств. Не до жиру – хватило бы на типографские расходы, услуги распространителей да оплату труда штата… Рекламные доходы не сравнимы с поступлениями в региональных, а уж тем более федеральных изданий; сельский читатель не может и не готов платить большие деньги за подписку. При этом – все проблемнее вопросы распространения.

И – тем не менее – они меняются. В нашем крае почти 50% районок имеют свои сайты. Кто-то начал вводить подписку на электронную версию газеты. Часть редакций – продвигать свое издание, искать новых подписчиков через социальные сети.

Районка становится другой – с организацией интернет-версии появляется возможность одномоментно услышать мнение сотен людей на печатную публикацию и разместить новость из самого отдаленного села практически в режиме реального времени; даже при скромных финансовых возможностях хотя бы время от времени «баловать» читателя цветной газетой, полезными вкладышами, большими иллюстрациями, современной инфографикой.

Кузница кадров

Двадцать пять лет назад я поступала на факультет журналистики в наш Алтайский государственный университет. Небывалое везение – именно в 1988-м, в год окончания мной средней школы, в нашем регионе появилось-таки долгожданное отделение журналистики на филологическом.

Первый год, правда, набирали только «заочников». К тому времени мне, как активному юнкору, уже предложили место в штате. Справедливости ради стоит заметить – с кадрами в районных газетах было и есть – не особенно густо, потому вовремя «подхватить» в коллектив подающего надежды вчерашнего школьника – почти верный шанс. Во-первых, авось получится настоящий репортер. Во-вторых – авось, выучившись, останется на малой родине, не махнет в город, на более сытные хлеба.

Лелея, в начале обучения, мечту перевестись со второго курса на «очное», я легко с этой целью рассталась, потому как, окунувшись в работу «ради нескольких строчек в газете», уже просто и не чаяла с ней расставаться. Была и вторая причина: мне, вчерашней школьнице, повезло в год поступления (вот уж поистине был урожайный на удачи год!) оказаться в одном наборе с настоящими газетными «волками», отработавшими в СМИ по десятку, а то и больше, лет, «изголодавшимися» по профессиональной учебе маститыми практиками, одно общение с которыми доставляло неподдельное удовольствие.

Могла ли я знать тогда, к примеру, что еще долгие годы после кончины Сергея Ветрова будут вспоминать как талантливого корреспондента «радио России», что на книжных полках наших алтайских библиотек будут стоять произведения Галины Волосниковой, Владилена Штаненко? Что имени моего однокурсника Геннадия Веревкина будут присуждаться журналистские премии и проходить литературные чтения в родном Смоленском, а у меня в голове на долгие 25 лет засядут написанные им полушутя, экспромтом строки:

Апостол в небе хохотал, затюканный…

Уржавшись, небо с плеч свалил Атлант.

Любовью Алексеевной Музюкиной

Сегодня был проверен мой диктант.

Догадываюсь: правя орфографию,

Она, давя отчаянно пером,

Начертит не оценку – эпитафию

Моим надеждам получить диплом.

То, что районные газеты выпестовали в пыльных командировках по полям и фермам настоящих профессионалов – давно известный факт. Мало того – многие алтайские писатели также трудились именно в районных газетах. С их первыми произведениями знакомились читатели районок. Взять две районные газеты, в которых я работала– курьинскую и калманскую – мне довелось слушать рассказы коллег о работе бок о бок с известными в крае Станиславом Яненко, Николаем Черкасовым. Выяснилось, что в калманской районной газете недолгое время работал сам Леонид Мерзликин! Знаю, таких примеров щедрая на таланты алтайская земля и ее села знают немало.

Районки, публикации которых ругают и хвалят, обсуждают и осуждают… Они и сегодня, как и семьдесят, восемьдесят лет назад востребованы и нужны в наших селах и городах. И, как и прежде, их ждут из рук почтальона также, как раньше ждали бумажные письма, почти канувшие в небытие – с теплотой и искренней радостью, почти по-родственному.