«Надо поддерживать не редакции, а общественно-значимые проекты в СМИ», — считает секретарь СЖР Владимир Касютин
— Владимир, согласно публикации «Независимой газеты», КПРФ сейчас работает над законопроектом о поддержке социально значимых СМИ. При этом, разрабатывая критерии таких изданий, ограничивает перечень несколькими тематиками, вроде «воспитание патриотизма». Насколько это правомерно такое ограничение?
— Вопрос в том, кто будет определять на практике, кто социально ориентированное СМИ, а кто нет. Вполне возможно, что подобный статус могут получить не те, кто действительно болеет за аудиторию, а те, кто громче кричит об этом. Не тот, кто размышляет об острых проблемах общественного здоровья, института семьи и любви к Родине, а те, кто лепит никому не нужные формальные конструкции под громкими лозунгами.
— А вы сами как считаете: какие СМИ являются социально-значимыми?
— Те, которые нужны людям, в которых есть голоса не только экспертов и журналистов, но и самих читателей. И чем больше, тем лучше. Конечно, мы говорим о серьезных проектах, а не симулянтах-таблоидах, в которых даже в опросах участвует неизвестно кто. Посадите за стол нормальных думающих людей, вручите им пачку газет, и через пять минут они безошибочно скажут, кто ориентирован социально, а кто имитирует журналистику ради бюджетных вливаний или коммерческой заказухи.
— Конечно, в целом инициатива КПРФ правильная — государство должно поддерживать СМИ. Вопрос только в форме этой поддержки… На ваш взгляд — в чем она должна выражаться?
— Есть прекрасная практика Федерального агентства по печати и массовым коммуникаций, поддерживающего общественно-значимые проекты в СМИ. Не конкретные редакции, а конкретные проекты. Мы в прошлом году издали книгу«Спецпроекты. Опыт газет России», в которой редакторы и журналисты страны делятся своим опытом по реализации таких проектов. Очень интересно и полезно. Сейчас мы подводим итоги конкурса «10 лучших газет России 2015», в котором приняло участие более 100 редакций из разных регионов России. В материалах, присланных коллегами, опять-таки рассказывается о новых общественно-значимых акциях и проектах. Проекты, надо поддерживать, а не редакции.
— В своем комментарии «Независимой газете» член Совета по правам человека Илья Шаблинский сказал, что инициатива коммунистов обернется лишь привилегиями для тех СМИ, которые вообще откажутся от политики на своих страницах. Таким образом газеты будут поставлены перед выбором: хочешь получить поддержку — меняй формат. Такая перспектива реальна?
— В нашей ситуации все может быть. Видите, и это обсуждение идет, минуя экспертные обсуждения. Наш цех — корпорация журналистов практически не участвует в выработке предложений по оздоровлению ситуации в отрасли. Соберите полтора десятка крепких редакторов из провинции, они быстро сформулируют, что и как надо делать, чтобы от нашей работы КПД был выше. Мы в одном из номеров нашего журнала «Журналистика и медиарынок», издаваемого Союзом журналистов России, собрали предложения редакторов, журналистов, сотрудников отраслевых органов власти по модернизации государственной поддержки региональных СМИ. Вы думаете, кто-нибудь из депутатов это прочел?
— И последний вопрос. Уже больше года при Минкомсвязи работает Экспертный совет по региональным печатным СМИ, который в том числе сформировал критерии, по которым СМИ могут получить льготы на подписные тарифы. В них, в том числе, указано, что издание должно быть социально ориентировано: не менее двух третей объема должно быть посвящено общественно-политической, научной, образовательной, экономической и культурной тематикам. Даже предварительныесписки таких СМИ составлены… Может быть эти критерии и списки и взять за основу при определении социальной значимости?
— К этому списку есть вопросы, особенно у региональных коллег. Вообще, все эти наши списки, кто бы их не составлял, вряд ли кардинально помогут журналистам России. Нужно системно заниматься развитием прессы, а не выделять любимчиков. Система повышения квалификации, обмен опытом, стажировки, грантовая юридическая и поддержка — вот, в чем нуждаются российские журналисты.
***PlanetaSMI.RU: с комментариями других участников рынка СМИ можно ознакомиться по ссылке.
Евгения Трушина
— Вопрос в том, кто будет определять на практике, кто социально ориентированное СМИ, а кто нет. Вполне возможно, что подобный статус могут получить не те, кто действительно болеет за аудиторию, а те, кто громче кричит об этом. Не тот, кто размышляет об острых проблемах общественного здоровья, института семьи и любви к Родине, а те, кто лепит никому не нужные формальные конструкции под громкими лозунгами.
— А вы сами как считаете: какие СМИ являются социально-значимыми?
— Те, которые нужны людям, в которых есть голоса не только экспертов и журналистов, но и самих читателей. И чем больше, тем лучше. Конечно, мы говорим о серьезных проектах, а не симулянтах-таблоидах, в которых даже в опросах участвует неизвестно кто. Посадите за стол нормальных думающих людей, вручите им пачку газет, и через пять минут они безошибочно скажут, кто ориентирован социально, а кто имитирует журналистику ради бюджетных вливаний или коммерческой заказухи.
— Конечно, в целом инициатива КПРФ правильная — государство должно поддерживать СМИ. Вопрос только в форме этой поддержки… На ваш взгляд — в чем она должна выражаться?
— Есть прекрасная практика Федерального агентства по печати и массовым коммуникаций, поддерживающего общественно-значимые проекты в СМИ. Не конкретные редакции, а конкретные проекты. Мы в прошлом году издали книгу«Спецпроекты. Опыт газет России», в которой редакторы и журналисты страны делятся своим опытом по реализации таких проектов. Очень интересно и полезно. Сейчас мы подводим итоги конкурса «10 лучших газет России 2015», в котором приняло участие более 100 редакций из разных регионов России. В материалах, присланных коллегами, опять-таки рассказывается о новых общественно-значимых акциях и проектах. Проекты, надо поддерживать, а не редакции.
— В своем комментарии «Независимой газете» член Совета по правам человека Илья Шаблинский сказал, что инициатива коммунистов обернется лишь привилегиями для тех СМИ, которые вообще откажутся от политики на своих страницах. Таким образом газеты будут поставлены перед выбором: хочешь получить поддержку — меняй формат. Такая перспектива реальна?
— В нашей ситуации все может быть. Видите, и это обсуждение идет, минуя экспертные обсуждения. Наш цех — корпорация журналистов практически не участвует в выработке предложений по оздоровлению ситуации в отрасли. Соберите полтора десятка крепких редакторов из провинции, они быстро сформулируют, что и как надо делать, чтобы от нашей работы КПД был выше. Мы в одном из номеров нашего журнала «Журналистика и медиарынок», издаваемого Союзом журналистов России, собрали предложения редакторов, журналистов, сотрудников отраслевых органов власти по модернизации государственной поддержки региональных СМИ. Вы думаете, кто-нибудь из депутатов это прочел?
— И последний вопрос. Уже больше года при Минкомсвязи работает Экспертный совет по региональным печатным СМИ, который в том числе сформировал критерии, по которым СМИ могут получить льготы на подписные тарифы. В них, в том числе, указано, что издание должно быть социально ориентировано: не менее двух третей объема должно быть посвящено общественно-политической, научной, образовательной, экономической и культурной тематикам. Даже предварительныесписки таких СМИ составлены… Может быть эти критерии и списки и взять за основу при определении социальной значимости?
— К этому списку есть вопросы, особенно у региональных коллег. Вообще, все эти наши списки, кто бы их не составлял, вряд ли кардинально помогут журналистам России. Нужно системно заниматься развитием прессы, а не выделять любимчиков. Система повышения квалификации, обмен опытом, стажировки, грантовая юридическая и поддержка — вот, в чем нуждаются российские журналисты.
***PlanetaSMI.RU: с комментариями других участников рынка СМИ можно ознакомиться по ссылке.
Евгения Трушина