15 февраля 2016

В Госдуме состоялась дискуссия о путях преодоления кризиса в медиаотрасли страны

Открывая заседание ведущий круглого стола, было озвучено мнение, что невозможно построить гражданское общество без свободных СМИ, которые, ко всему прочему, выступают в качестве инструмента навязанной нам информационной войны. Надо защищать интересы нашей страны при помощи печатных изданий. А для этого необходимо совместными усилиями решать сложные задачи, чтобы сохранить отрасль.

С докладом о ситуации в отрасли периодической печатной и книжной продукции и мерах по преодолению кризиса выступил президент АРПП Дмитрий Мартынов. Он напомнил, что современные печатные СМИ играют значительную роль в формировании культурного пространства страны, участвуют в процессе создания и укрепления информационного пространства государства, выступают как действенный инструмент поддержания демократического общества, политических и культурных свобод.

Президент АРПП сделал акцент на том, что в корне неверно выделять какие-то периодические издания в особую группу и считать их социально-значимыми, а остальные таковыми не признавать и не оказывать им финансовой поддержки. Все издания без исключения, в том числе и научно-популярные, и детские, и кулинарные, и автомобильные и т.д. имеют, по убеждению Мартынова, социальную направленность, несут в массы духовные и культурные ценности. Он также указал на проблемы и трудности, мешающие нормальному функционированию предприятий, занятых в сфере создания, производства и распространения прессы, высказал соображения относительно того, каким образом необходимо осуществлять помощь индустрии печатных СМИ в нынешней сложной экономической обстановке.

Собственные видение положения дел в медиаотрасли высказал и представитель Роспечати Геннадий. Кудий. К серьёзным проблемам распространения прессы в стране, по его мнению, привели: повышение от 60% и выше цен на бумагу, запрет на размещение рекламы табака и алкоголя в печатных СМИ, сокращение инвестиций в рынок печатных СМИ, общее падение интереса к чтению и другие причины. В частности, очень медленно выполняются поручения Президента РФ Владимира Путина по поддержке медийной отрасли. Несмотря на кризис, подчеркнул Кудий, имеются примеры не только успешных изданий, но и доказательства успешной работы издательских компаний. Значит дело не только в объективных трудностях, но и в эффективности бизнес-стратегий самых предприятий, в умении претворять эти стратегии в жизнь.

Докладчик заострил внимание на проблемах законодательства в области СМИ. Он дал негативную оценку так называемому «Федеральному закону об иностранцах» от 14.10.2014, который отрицательно сказался на функционировании медийных компаний. Заметил, что источники дохода для печатных изданий обрезаются, а стимулов к развитию не создаётся.

Затронув вопрос поддержки социально-значимых изданий, представитель Роспечати сказал, что в 2015 году агентство рассмотрело 805 заявок, поступивших от местных и региональных периодических изданий, из которых было удовлетворено 94%. Необходимо, подчеркнул он, закрепить в законодательном порядке понятия «региональные СМИ» и «общефедеральные СМИ», выделить региональные газеты и журналы в отдельную категорию.