08 августа 2016

МОДЕРНИЗАЦИЯ. ЗАЧЕМ И ДЛЯ КОГО?

Не так много осталось времени и до очередного съезда, который состоится в 2018 году.

В чем же был смысл созывать в разгар летних отпусков внеочередной съезд? Что произошло в мире, в стране, вокруг нас? Какая острая необходимость заложена в предложении Председателя нашего Союза Всеволода Богданова расширить состав Секретариата?

Стало уже общим местом повторять слова о том, что современная российская журналистика находится в сложном, возможно, критическом состоянии.

Сокращается число печатных изданий, и только в этом году тихо ушли из жизни «Рабочая трибуна», «Новые известия», перешел на еженедельный формат «Труд». Не лучше картина в провинции. Местные маленькие начальники с большим удивлением и недоумением встречают любой намек на критическое осмысление их деятельности в районных или городских газетах. Многие из них искренне не понимают, как можно на деньги, выделенные из бюджета, критиковать тех, кто этот бюджет распределяет.

Журналисты, в свою очередь, пытаются объяснить начальникам, что это деньги не собственно-лично-чиновничьи, а народные, собранные умом и трудом добросовестных налогоплательщиков. Порой эти беседы напоминают разговоры слепоглухонемых.

Коллегам из далекой провинции приходится очень непросто. Для многих из них журналистика не только профессия и совсем не способ зарабатывать деньги, совсем, кстати, небольшие. Для них занятие журналистикой – это дело жизни, кровное чувство причастности к любимой и единственной профессии. Это стремление выразить свои чувства и гражданскую позицию через строчки, отлитые в металле, теле-и радио эфиры, а теперь уже и в Интернете.

Но бывает и по-другому. Иные газетчики принципиально и остро, в пух и прах разносят федеральных чиновников, замахиваясь порой и на Самого. А у себя в издании, выходящем на шести полосках, могут напечатать 5 фото местного начальника, торжественно перерезающего ленточку у нового поселкового туалета, либо объясняющего дояркам технику утренней дойки коров.

Кризисные явления в современной журналистике чувствуются и в Москве, других крупных городах России. Здесь тоже есть своя «элита» и «работяги». Телевизионные боги, властвующие над эфиром на то время, когда их допускают в студии, чувствуют себя управляющими общественным мнением. Некоторые из них считают, что командуют всей страной. Обладатели ключевых пакетов некоторых СМИ ведут себя с журналистами принадлежащих им изданий как барин с нерадивыми слугами. «Если захочу, могу наградить монеткой, но к барскому столу все равно не допущу. А захочу, погоню поганой метлой с хозяйского двора, лишив на прощанье выходного пособия».

Появился и некий странный тип журналиста, работающего на государственных СМИ. Получая очень неплохую зарплату от властей, они честно ее отрабатывают по месту нахождения кассы. Но в свободное время их можно встретить на либеральных тусовках, в частных СМИ, критикующих руководство страны, они активно прогуливаются на просторах Интернета. Здесь они всячески подчеркивают свой либерализм, критический настрой, несогласие с властями, а где-то их и осуждают. Можно сказать, меняют ориентацию. Осуждают, правда, очень аккуратно, сердцем и кошельком понимая, что и где можно сказать, а где лучше многозначительно промолчать.

Есть и другие. Вечером они выходят в эфир с осуждением западных санкций, а в уикенд отбывают побаловать свое семейство фуа-гра на побережье Средиземного моря.

И все эти люди: левые и правые; коммунисты и жириновцы; обожающие Путина и мечтающие о Сталине; живущие на скромную зарплату и отдыхающие четыре раза в год на зарубежных курортах, так или иначе, причастны к нашей профессии.

Изменилась страна, стал другим мир вокруг нас. Зададимся вопросом: а насколько изменился наш Союз, его главный рабочий орган – Секретариат? Насколько широко в Федеративном Совете представлены совсем еще молодые коллеги, осваивающиеся на просторах Интернета, на телевидении и радио? Нужны ли они Союзу, а главное, нужен ли Союз им?

С друзьями-коллегами по Союзу мы традиционно встречаемся несколько раз в год. Как правило, это Бал прессы и международный Форум в Дагомысе «Вся Россия». За фейерверками выставок, презентаций, дискуссий и громких кинопремьер не всегда видна большая, кропотливая работа Секретариата, аппарата Союза журналистов. Не всегда мы громко говорим об очень важных для нас акциях поддержки ветеранов журналистики, участников войн, детей и семей погибших журналистов. Но все это происходит много лет и стало делом чести для всех нас. Председатель нашего Союза Всеволод Богданов, несмотря на очень сложные порой финансовые проблемы ни разу не отказался от этих благотворительных акций.

Но надо признать и другое. Сохранив свою цельность, верность традициям, организационное единство, на определенном повороте общественного развития страны мы притормозили. Союзу не хватает умных, образованных медиаменеджеров, способных разобраться с нашей недвижимостью, организовать экономное расходование средств. Необходимо более квалифицированное юридическое сопровождение нашей работы.

Приход новых людей, омоложение, движение вперед – это всегда неудобно, некомфортно для тех, кто давно «в теме». Любой организм привычно и инстинктивно сопротивляется обновлению, это заложено в его природе. Но нельзя делать вид, что все у нас благополучно. От Союза в последние годы откалываются совсем немаленькие осколки в виде региональных организаций. Так произошло с Санкт-Петербургом, Ленинградской областью, Татарией. В прошлом году демонстративно заявила о своей «самостоятельности» Краснодарская краевая организация, забыв, правда, внимательно изучить свой же устав и правоопределяющие документы. Не секрет, что это стало возможным в результате интриг неких московских начальников и бывших краснодарских царьков. Краевое отделение дружно легло под губернские власти, но комфортно себя, судя по всему, не почувствовало. Теперь, когда власти поменялись, краснодарские коллеги намекают, что их «неправильно поняли».

Можно с уверенностью сказать, что революция Союзу журналистов не грозит, а вот эволюционный путь дальнейшего развития нам необходим. И не «кремлевский доктор» прописал нам этот рецепт, а сама жизнь.

Я убежден и в том, что в повседневной работе Секретариат Союза журналистов нуждается в большей гласности, уважении к каждой точке зрения, толерантности. Не может такой крупный и авторитетный Союз как наш быть выразителем одной лишь позиции, пусть и высказанной уважаемым коллегой. В конечном счете, в своей работе мы должны прийти к тому, что регулярно требуем в своих публикациях: учитывать интересы всего общества, понимать в какой стране живем и какому народу служим.

Пусть не сочтут это за пафос, но журналист должен служить идее, своей стране, а не богатому, ласковому дяде из западного некоммерческого фонда.

Попытки расколоть Союз журналистов после распада СССР предпринимались не раз с внешней стороны. Были ли это чиновники из ельцинской администрации; рейдеры, охочие до нашей недвижимости; или «друзья», желающие порулить в свою пользу ресторанами Домжура. Это сделать не удалось. Надеюсь, не удастся расколоть наш Союз и изнутри.