Год кино: кинорежиссер Иван Пырьев
На одном из таких элеваторов и трудилась мать Вани Пырьева. Грузчиком элеватора работал его отец. Своим нравом Пырьев пошел в отца-работягу, гармониста и гуляку, погибшего в драке в 1904 году. Мать после смерти отца оставила Ивана на воспитание деду Осипу Ивановичу Комогорову, а сама уехала на заработки по городам Сибири. С 4 до 11 лет мальчишка жил в большой старообрядческой семье деда, с восьми лет уже помогал по хозяйству: ездил верхом, гоняя лошадей на водопой, пас телят и свиней, работал на сенокосах, жатвах и пахал с весны до осени. Зимой ходил в церковно-приходскую школу, помогал по хозяйству, катался на самодельных коньках, пел в церковном хоре.
Окончив три класса, уехал к матери в Мариинск, которая к тому времени вышла замуж за татарина-торговца, отношения с которым у Ивана не сложились. Отчим пил, бил жену и пасынка. Жизнь у отчима была тяжелее, чем у деда, поэтому Иван вынужден был уйти «в люди». Позднее он так вспоминал свои «университеты». «За три рубля в месяц, пару сапог на год и харчи ездил с татарами, торговавшими мануфактурой, по сибирским ярмаркам. Затем убежал в Томск. Работал поваренком в ресторане при гостинице, в колбасной лавке, торговал в поездах папиросами, продавал газеты».
После нескольких неудачных попыток зимой 1915 года Иван Пырьев оказался на Германском фронте. За храбрость и отвагу «сын полка», дважды был отмечен Георгиевскими крестами. Дважды был и ранен. А когда началась Гражданская война, не долечившись, Иван Пырьев добровольцем вступил в Красную армию. Именно в это время появились его умение находить с людьми общий язык и талант агитатора.
В Екатеринбурге он занимался в вечернем Народном университете, стал одним из участников и организаторов Уральского Пролеткульта. Здесь же Иван Пырьев встретился и подружился с Григорием Александровым—Гришей Мормоненко, позже создавшим фильмы «Веселые ребята», «Волга-Волга» и другие известные советские киноленты. В конце лета 1921 года в Екатеринбург на гастроли приехала третья студия МХАТа. Она настолько захватила своей игрой молодых людей, что те решили ехать в Москву и учиться там актерскому мастерству.
Пройдя театральную школу сначала у Эйзенштейна, а потом у Мейерхольда, испытав себя в разных амплуа, Пырьев и Александров оказались в кино. В 1925 году И. А. Пырьев работает в кино как ассистент, помощник режиссера, а в 1929 году он поставил свой первый фильм «Посторонняя женщина». Затем был снят фильм «Государственный чиновник».
Поистине всенародным любимцем кинорежиссер Иван Пырьев стал после выхода на экраны фильма «Трактористы». За эту картину 15 марта 1941 года он был удостоен Сталинской премии I степени. Грандиозный успех и Сталинскую премию II степени принесла Пырьеву картина «Свинарка и пастух», снятая в жанре лирической музыкальной комедии. «Именно эта картина окончательно определила мой творческий путь», — вспоминал Иван Пырьев, который уже в другом качестве нашел в дальнейшем выражение в картинах «Сказание о земле Сибирской», и в «Кубанских казаках».
Далее, в кратчайшие сроки Пырьев поставил фильм о партизанах «Секретарь райкома», который также был отмечен Сталинской премией. За два года до Победы И. А. Пырьев начал работу над фильмом «В 6 часов вечера после войны». После Великой Отечественной войны он решил создать фильм о Сибири, фильм, посвященный своей малой родине—«Сказание о земле Сибирской». Этот фильм заслужил исключительно хвалебные отзывы, Сталинскую премию I степени, режиссера наградили Орденом Ленина, удостоили звания народного артиста СССР.
Следующим триумфальным фильмом И. А. Пырьева стала музыкальная комедия «Кубанские казаки», а Пырьев в шестой раз стал лауреатом Сталинской премии II степени. В 1954 году им была снята картина «Испытание верности». Это была последняя совместная работа режиссера И. А. Пырьева и актрисы М. Ладыниной. В 1955 году он возглавил киностудию Мосфильм. А два года спустя Иван Александрович Пырьев создал и возглавил оргкомитет Союза кинематографистов СССР, которым руководил в течение восьми лет. В качестве председателя Союза кинематографистов он организовал несколько десятков народных кинофестивалей, один из них прошел на Алтае в Барнауле в 1962 году. Участие в нем вместе с группой кинематографистов принимал и Иван Александрович. Последней работой И. А. Пырьева была экранизация самого сложного философского романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Режиссер сделал ставку на выдающихся актеров: М. Ульянова, К. Лаврова, М. Пруднина, А. Мягкова. Из трех экранизаций произведений Достоевского — «Идиот», «Белые ночи» — ближе всего И. А. Пырьев подошел к Достоевскому именно в фильме «Братья Карамазовы».
Он спешил, работая над фильмом, спешил, превозмогая сердечную боль, словно предчувствовал недоброе. Так и случилось. Закончить фильм Иван Александрович не успел. Сердце, переполненное волнениями, остановилось ночью между двумя съемками, фильм заканчивали актеры, занятые в главных ролях. За свою работу в кино И. А. Пырьев был награжден тремя орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени, медалями. Шесть раз удостаивался Государственной (Сталинской) премии. ГЛАВНАЯ награда — это людская память. На его родине, на берегу Оби в городе Камень-на-Оби установлен бюст Ивана Александровича Пырьева, одна из улиц города носит его имя, есть мемориальная доска на здании кинотеатра и памятный знак на месте, где находился его отчий дом.
После нескольких неудачных попыток зимой 1915 года Иван Пырьев оказался на Германском фронте. За храбрость и отвагу «сын полка», дважды был отмечен Георгиевскими крестами. Дважды был и ранен. А когда началась Гражданская война, не долечившись, Иван Пырьев добровольцем вступил в Красную армию. Именно в это время появились его умение находить с людьми общий язык и талант агитатора.
В Екатеринбурге он занимался в вечернем Народном университете, стал одним из участников и организаторов Уральского Пролеткульта. Здесь же Иван Пырьев встретился и подружился с Григорием Александровым—Гришей Мормоненко, позже создавшим фильмы «Веселые ребята», «Волга-Волга» и другие известные советские киноленты. В конце лета 1921 года в Екатеринбург на гастроли приехала третья студия МХАТа. Она настолько захватила своей игрой молодых людей, что те решили ехать в Москву и учиться там актерскому мастерству.
Пройдя театральную школу сначала у Эйзенштейна, а потом у Мейерхольда, испытав себя в разных амплуа, Пырьев и Александров оказались в кино. В 1925 году И. А. Пырьев работает в кино как ассистент, помощник режиссера, а в 1929 году он поставил свой первый фильм «Посторонняя женщина». Затем был снят фильм «Государственный чиновник».
Поистине всенародным любимцем кинорежиссер Иван Пырьев стал после выхода на экраны фильма «Трактористы». За эту картину 15 марта 1941 года он был удостоен Сталинской премии I степени. Грандиозный успех и Сталинскую премию II степени принесла Пырьеву картина «Свинарка и пастух», снятая в жанре лирической музыкальной комедии. «Именно эта картина окончательно определила мой творческий путь», — вспоминал Иван Пырьев, который уже в другом качестве нашел в дальнейшем выражение в картинах «Сказание о земле Сибирской», и в «Кубанских казаках».
Далее, в кратчайшие сроки Пырьев поставил фильм о партизанах «Секретарь райкома», который также был отмечен Сталинской премией. За два года до Победы И. А. Пырьев начал работу над фильмом «В 6 часов вечера после войны». После Великой Отечественной войны он решил создать фильм о Сибири, фильм, посвященный своей малой родине—«Сказание о земле Сибирской». Этот фильм заслужил исключительно хвалебные отзывы, Сталинскую премию I степени, режиссера наградили Орденом Ленина, удостоили звания народного артиста СССР.
Следующим триумфальным фильмом И. А. Пырьева стала музыкальная комедия «Кубанские казаки», а Пырьев в шестой раз стал лауреатом Сталинской премии II степени. В 1954 году им была снята картина «Испытание верности». Это была последняя совместная работа режиссера И. А. Пырьева и актрисы М. Ладыниной. В 1955 году он возглавил киностудию Мосфильм. А два года спустя Иван Александрович Пырьев создал и возглавил оргкомитет Союза кинематографистов СССР, которым руководил в течение восьми лет. В качестве председателя Союза кинематографистов он организовал несколько десятков народных кинофестивалей, один из них прошел на Алтае в Барнауле в 1962 году. Участие в нем вместе с группой кинематографистов принимал и Иван Александрович. Последней работой И. А. Пырьева была экранизация самого сложного философского романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Режиссер сделал ставку на выдающихся актеров: М. Ульянова, К. Лаврова, М. Пруднина, А. Мягкова. Из трех экранизаций произведений Достоевского — «Идиот», «Белые ночи» — ближе всего И. А. Пырьев подошел к Достоевскому именно в фильме «Братья Карамазовы».
Он спешил, работая над фильмом, спешил, превозмогая сердечную боль, словно предчувствовал недоброе. Так и случилось. Закончить фильм Иван Александрович не успел. Сердце, переполненное волнениями, остановилось ночью между двумя съемками, фильм заканчивали актеры, занятые в главных ролях. За свою работу в кино И. А. Пырьев был награжден тремя орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени, медалями. Шесть раз удостаивался Государственной (Сталинской) премии. ГЛАВНАЯ награда — это людская память. На его родине, на берегу Оби в городе Камень-на-Оби установлен бюст Ивана Александровича Пырьева, одна из улиц города носит его имя, есть мемориальная доска на здании кинотеатра и памятный знак на месте, где находился его отчий дом.