29 ноября 2016

Жизнь – как песня на два голоса (Пименовы)

- У нас одинаковые корни - мы оба алтайские, из учительских сельских семей. Есть ли у нас династическая составляющая? Не прямая, но есть. У Николая отец - Петр Артемьевич Пименов всю жизнь сотрудничал с газетами тех районов края, в которых жила семья, а в начале 50-х годов работал редактором Залесовской районки. Старший брат Лидии Валерий Фотеевич Карпов работал ответсекретарем в Тюменцевской, затем Каменской районных газетах, а большую часть жизни был редактором одной из лучших районок Московской области - газеты «Ленинская Шатура».

- В профессию мы пришли, можно сказать, параллельными путями. Оба выбрали журналистику не сразу. Этой «древней» профессии предпочли поначалу каждый – что-то другое. Искали, пробовали, благо – такая возможность была. Николай после окончания Залесовской средней школы в 1967 году поехал в Красноярск, где в институте цветных металлов впервые в том году с огромным конкурсом провели набор на специальность «Золотодобыча». Годом позже Лидия после учебы в Тюменцевской школе выбрала мехмат Томского университета, специальность - вычислительная математика (это было время, когда первые ЭВМ еще занимали несколько комнат каждая). Оба успешно поступили. А потом оба свои ВУЗы, что называется, «успешно» бросили. Для Николая причиной стала болезнь - сделали операцию, пошли осложнения, пришлось на долечивание уехать домой. И, хотя друзья еще полгода исправно пересылали ему стипендию, возвращаться в Красноярск уже не захотелось. Пошел работать в редакцию районной газеты, а там и призыв в армию.

Лидия - из той части школьных «золотых» медалистов, у которых не было любимого учебного предмета, все хороши. Выбрав математику, скоро заскучала по литературе, истории, языкам... И в начале второго курса после долгих препирательств с деканатом (медалистов в Томском государственном университете берегли), вопреки родительским уговорам, все же вернулась в родное Тюменцево. Сначала работала вожатой и учителем в школе, потом корректором в редакции местной газеты. И два года всё не могла решить - куда же поступать. А как жизнь показала – просто ждала, когда Николай отслужит в армии, чтобы потом встретиться в Иркутском университете!..

- В 1971 году мы оба стали студентами тогда еще кафедры журналистики филфака ИГУ. В 1974 году состоялась наша общежитская студенческая свадьба. Но в университете готовили тогда только газетчиков. Почему же мы стали телевизионщиками?

У Лидии был небольшой, практически случайный опыт общения с телевидением. Однажды, когда в Тюменцево еще даже не было телевещания, школьница Лида вела концерт, с которым самодеятельность района пригласили на краевое ТВ. После эфира состоялась беседа, последовало предложение руководства подумать о работе диктором студии ... Но тогда (это был 10-й класс) нужно было думать об образовании, а не о работе. История забылась, но «ТВ-бациллочка», видимо, где-то осталась. А в университете довелось стать главным лицом цикла передач Иркутского ТВ о студентах-журналистах. Это было пятилетнее наблюдение молодежной редакции за жизнью курса. Регулярное общение с редакторами и режиссерами ТВ всерьез повлияло на мысли о будущем месте работы.

Николай поступал в университет убежденным газетчиком. При этом он, как многие его сверстники, увлекался фотографией. В студенчестве к этому добавилось серьезное увлечение «киношной» техникой. И без кинокамеры он уже не ездил ни в стройотряды, ни «на картошку», ни на отдых курса на Байкале, например. Где можно было совместить журналистику и кинокамеру? На телевидении.

На Алтайскую студию ТВ первой на студенческую практику приехала Лидия, а в 1976 году два молодых специалиста были приняты на работу. Оба просились в редакцию информации. Николаю не хотелось расставаться с кинокамерой. Для малочисленной тогда редакции новостей журналист и пишущий, и сам снимающий был достаточно ценен, поэтому проблем не возникло. Лидию же отговорили, учитывая опыт практикантской работы в детской редакции, ведения передач в кадре и, что скрывать, из-за невысокой престижности информационного вещания в то время. Пошла цепочка – редакция передач для детей, потом молодежная редакция и главная политическая – редакция пропаганды. Появился и опыт руководства.

В 80-е годы стал увеличиваться объем информационного вещания на телестудиях страны, росли его значимость и авторитет. Тогда Пименовы и стали работать вместе в одной редакции. И по очереди эту редакцию возглавлять. Новости – постоянный цейтнот, спешка. Только закончил один материал, уже едешь на следующие съемки. Только отредактировал один выпуск, начинай составлять следующий. Но практически каждый день находилось в работе что-то очень интересное или очень трудное, что и доставляет профессиональное удовлетворение. А что-то, по прошествии времени, вспоминается с особым теплым чувством. Это люди, многие из тех, о ком снимались сюжеты, это запахи заводских цехов, которых тогда еще было много в крае и Барнауле, это азарт уборочной страды на полях...

По пятницам готовили большую итоговую программу «Панорама недели». Лидия с большим удовольствием снимала для неё материалы рубрики «Встреча для вас». Были видео-интервью с интересными творческими людьми края, Барнаула, а часто – и страны. Тогда на Алтай регулярно приезжали самые известные в стране актеры театра и кино, музыканты, художники, солисты балета. Сейчас бы сказали – звезды. Общение со многими вспоминается с большой теплотой, хотя тогда, конечно, казалось обычной работой в череде других съемок новостийного конвейера. Жаль, что информационные киносюжеты не сохранялись в студийном архиве…

Николай любил работу самую мобильную. Объездил не на один раз весь край, хорошо знал многих своих героев в селах и городах, руководителей хозяйств, районов, предприятий. Искренний интерес к их заботам, желание и умение вникнуть в суть производственных проблем вызывали доверие людей и их надежду на помощь. Поэтому зачастую Николай писал материалы острые, проблемные. За выход их в эфир тогда приходилось бороться.

И вот – 1986 год. Перестройка, гласность. Время, когда журналисты получили возможность свободно выбирать острейшие темы, в самых серьезных материалах говорить от первого лица – «я думаю.., я считаю...» - и быть услышанными. Время, когда в интервью люди перед микрофоном стали говорить все ярче, убежденнее, заинтересованно отстаивая СВОЕ мнение. При записях интервью ушли в прошлое «мыканья и пыканья» вспоминающих наказы руководителя, чтение по заготовленной бумажке. Это важная перемена именно для электронных СМИ. Истинная свобода слова – то, что в первые перестроечные годы как раз отличало телевидение и радио. Газеты, которые напрямую финансировались из краевого и районных бюджетов, еще долго должны были «смотреть в рот» хозяевам территорий.

В то время Лидия стала первым руководителем редакции новостей, избранным на должность голосованием коллег. Николай участвовал в первом пикете журналистов у здания краевой администрации, подготовил множество острейших материалов с разоблачением коррупционеров – партийных бонз, правоохранителей, хозяйственников. Будучи секретарем парторганизации на студии телевидения, был выдвинут коллегами делегатом на историческую 19-ю партконференцию в Москве. А спустя год первым на студии телевидения вышел из рядов КПСС... Так много информации выплеснулось о теневой деятельности руководителей страны, края, да и местных райкомов партии, что оставаться коммунистом для него было уже невозможно.

Расширялась география вещания Алтайского телевидения. Николай стал одним из инициаторов создания и первым ведущим общесибирской информационной программы «Губернские новости» – уникальной и многие годы единственной в России формы сотрудничества в прямом тогда эфире нескольких региональных телестудий.

Значительно вырос объем местного информационного вещания на край. Редакция стремилась большую часть материалов готовить со словом «сегодня». Ни компьютеров, ни мобильных телефонов тогда еще не было, руководителю все сложнее было выстраивать логистику видеосъемок, особенно срочных. Не всегда получалось найти свободную машину, оператора. И Лидии удалось убедить руководство студии выделить редакции отдельных операторов, звукорежиссеров, дикторов, водителей с машинами. Так из редакции они стали творческим объединением «Алтай», выходящим в эфир с одноименной программой. Позже по их примеру в такие коллективы стали объединяться все редакции. Видимо, похожие процессы шли и на других студиях страны. Понятие «творческое объединение» на телевидении стало основным.

Со временем Николай из объединения информационного перешел в так называемое тематическое, стал готовить большие программы о проблемах края, о людях Алтая. Значимым творческим успехом стал его цикл очерков «Мои современники» – Николай стал лауреатом премии губернатора края. Был у него и недолгий уход с телевидения: с апреля по сентябрь 2004 года Николай – пресс-секретарь Михаила Сергеевича Евдокимова, губернатора, вошедшего в историю края как «народный Губернатор». «Батя» - так обращался Евдокимов к Николаю, хотя был моложе его всего на шесть лет… Это говорит об их добрых взаимоотношениях. И об отношении Николая к Михаилу Евдокимову тогда и до сих пор.

Лидия в 2000-м году была назначена главным редактором телевидения ГТРК «Алтай». И хотя в то время на нашем основном втором телеканале было еще много программ разной тематики, информационное вещание тоже стало главным в эфирной сетке. Значит, в своё время сделан правильный выбор. Выходит, не зря жизнь прошла в постоянном цейтноте.

Хотя почему «прошла»? И сейчас, уже на пенсии, часто приходится себя останавливать – куда так торопишься, ведь этот борщ ты не в эфир готовишь! Новости – это диагноз...

Да, а что же с продолжением династии? Пока ничего. Наша единственная дочь Ольга в детстве воспринимала, наверное, студию телевидения как часть своего дома, много снималась в передачах и сюжетах, в которых нужны были дети. А вот профессию выбрала другую - она историк. Но династическая надежда есть – наша старшая внучка Александра думает о журналистике. А поскольку её папа-дипломат, она собирается поступать в МГИМО, чтобы стать журналистом-международником.

Вспоминали Николай и Лидия ПИМЕНОВЫ.