29 ноября 2016

Семья Прохоровых

Из воспоминаний Надежды Прохоровой:

– В 17 лет в 1944 году пришла в редакцию троицкой районки «Сталинское знамя». Меня подруга Клава Гордюхина устроила. Повезло. Мама как-то ей пожаловалась, что не знает, как жить. Клава говорит: «Пусть к нам приходит». А у меня был хороший почерк. Начитанная была - чтобы про голод забыть, много читала. Мама еще пела, слушали радио. Пили воду с солью, знаете, помогало...

Вот в 1944 году и удалось впервые поесть досыта. Тогда можно было принести хлеб и съесть его весь сразу. И первая заметка была про хлеб.

Затем Надежда училась в Москве, на журналистском отделении комсомольской школы Высшей партийной школы (ВПШ). В 1951 году стала ответственным секретарем краевой молодежной газеты, тогда она называлась «Сталинская смена». Приняла должность от классика алтайской литературы Марка Иосифовича Юдалевича.

В «Алтайскую правду» Надя перешла практически по семейным обстоятельствам: вышла замуж за Бориса Прохорова, он был заведующим отделом рабочей молодежи в «Сталинской смене». Тогда муж и жена не должны были работать друг у друга в подчинении. Такие были законы.

- 1 августа 1953 года я перешла в «Алтайскую правду». Это было еще старое деревянное здание. Начала с сотрудника отдела писем. Потом работала в отделах промышленности, пропаганды, партийном и 25 лет заведовала отделом советского строительства.

Кстати, письма сейчас и тогда – это две разные жизни, две разные истории и, в общем-то, две разные политики газеты. Тогда газета все извлекала из писем. К каждому письму относились как к святыне. А сейчас в больших и малых изданиях на последней странице «Газета на письма не отвечает и обратно не высылает». Тогда не ответить человеку на письмо был великий грех!

Любимые темы

- Когда я работала в «АП», кроме главных тем отдел вел раздел «Природа и люди». Как мы боролись за природу! Потом сделали женский клуб «Землячка» – всем краем придумывали это название! Потом была «Провинциалка».

Из редакторов, с которыми я работала, лучшим был Михаил Абрамов, это была середина пятидесятых годов. Он на войне был партизаном, а это уже формировало склад человека. А ведь он и там выпускал газету! Он нам ее показывал – отчасти хулиганскую, юмористическую, публицистическую. И он требовал, чтобы в газете была публицистика.

Никогда не было желания бросить газету. Однажды мне предлагали невероятное повышение. Пошла на новое место. Пришла туда, прошлась по кабинетам. И решила – иду домой! Вижу Майорова, редактора тогдашнего, и говорю: «Все, не пойду». Так что наша разлука с «Алтайкой» длилась всего полчаса.

«Алтайка», ты моя жизнь...

Если уж признаваться, то я бы еще сказала, ты – моя судьба. Ты – моя биография. Ты – мой дом родной.

Да, я привязана к стенам, люблю их нежно. Помню порог и ступени старинного редакционного здания с его почерневшим от времени бревенчатым фасадом. Маленькие кабинеты на двоих, а то и четверых. И простой, простой уклад – вплоть до бачка в коридоре с водой и алюминиевой при нем кружкой на цепочке.

Потом к старому примкнул новый корпус, в фундамент которого каждый положил кирпич. Стало просторнее, светлее, уютнее. Мы обзавелись небольшим фойе и залом. Но, как и прежде, всех нас объединял в семью длинный коридор. Здесь прошли молодость, а в смысле творчества, наверное, лучшие годы.

Из огромной истории я знаю «Алтайскую правду» более сорока лет. И всегда редакция отдавала лучшее место на страницах материалам о достижениях в развитии хозяйств, предприятий, районов, городов. Именно стараниями газеты край да и страна знали имена тех, кто составлял славу и гopдость Алтая. Причем следила за успехами многих из них годами, десятилетиями, служила трибуной и арбитром в соревновании.

Только со стороны, не испытав на себе бешеного темпа, силы графиков, напора обстоятельств, можно подумать, что редакционная работа - одно удовольствие. Нет! Творчество, пусть и газетное, требует от тебя нервов, напряжения, скорости, порой нечеловеческих…

Евдокия Васильевна Анисимова об общественной работе Надежды Васильевны Прохоровой

- Дольше всех, пожалуй, занимала пост председателя профкома Надя Прохорова. Ее заботами перед каждым праздником имели возможность «oтовариться» мясом, вином, маслом, конфетами, - словом, чего не было в магазинах. Ценя ту заботу, коллектив дружно голосовал за Надю на выборах. А в нашей стенной газете «Журналист» из номера в номер шла постоянная рубрика «Из личной жизни председателя МК». И каждый раз ее украшал прекрасный портрет Haдeжды Васильевны.

Всю жизнь вместе

Чета Прохоровых прожила всю жизнь вместе. Поддерживали постоянную связь с коллегами. Отмечали дни рождения практически до последнего дня. Постоянно созванивались, знали семейные новости. У них всегда было много друзей и приятелей.

Вот как вспоминает сын собственного корреспондента «Сельской жизни Анатолия Романовича Торичко – Роман Торичко об отношениях между семьями.

- Дружеские взаимоотношения связывали нашу семью и с журналистской династией – семьёй Прохоровых. Борис Васильевич, корреспондент «Советской России» и его жена Надежда Васильевна – завотделом «Алтайской правды» не раз приглашали нас к себе на дачу в свой загородный дом с садовым участком, чем разожгли интерес к садоводству и у моих родителей. Эти тёплые дачные вечера под открытым небом надолго врезались в мою память: мой отец аккомпанировал на баяне, а Борис Васильевич своим бархатным оперным голосом затягивал свою любимую песню «Вечерний звон».

Бориса Васильевича Прохорова мой отец очень ценил, считал его чрезвычайно талантливым человеком. Прохоров хорошо владел не только журналистским пером, но и кистью художника и не расставался с мольбертом. Одну из картин он подарил отцу на память о дружбе. Картина нравилась отцу, она запечатлела старую, разлапистую сосну одиноко стоящую на высоком, обрывистом берегу могучей Сибирской реки Обь. Вообще, Борис Прохоров был неравнодушен к природе. Однажды он напросился с отцом на открытие осенней охоты на уток, в Табунский район почти за 400 километров, без ружья и патронов! Просто полюбоваться озерами и летящими над ними утками. Также мне повезло познакомиться и с дочерью Прохоровых, Ириной.

…Борис Васильевич Прохоров завершил свою карьеру в должности собственного корреспондента «Советской России». В 1989 -1990 году был пик роста тиражей всех газет – от центральных до местных. Поездки по всему краю в месяцы подписной кампании, встречи с населением, партактивом. Кто мог предполагать, чем закончатся горбачевские «новые веяния». Распад Союза семья Прохоровых пережила как личную трагедию. Надежда Васильевна тянулась к общесственной работе. Легкая на подъем, она была связующим звеном между старшим поколением и работающими журналистами.

Труд Прохоровых был отмечен высокими правительственными наградами. Они очень любили страну, край и всегда работали с полной отдачей.

Публикацию подготовила

Татьяна СВЕТЛОВА.