Профессия, в которой не скучно
Коллегам-журналистам было с ней легко и приятно работать. Серьезная и вдумчивая во всем, что касалось работы. При этом удивительный юмор, тактичность, интеллигентность, умение поддержать разговор на любую тему. Наш разговор с Верой Федоровной.
- Вера Федоровна, 35 лет вы посвятили печатному слову. С чего начинался ваш путь в профессию?
- Начинала я свой путь с работы на радио в 1977 году. Стала готовить радиопередачи, три раза в неделю выходить в прямой эфир. Помню огромный магнитофон с катушечной пленкой и большими, как у радио, кнопками-клавишами. Так мы делали запись. Часть материалов я писала в газету. И через два года перешла в отдел писем.
- Вас многие считали мастером очерков и зарисовок… Как удавалось создавать интересные материалы?
- Часто бывало так – иду на работу или что-то делаю по дому, а в уме продумываю, как написать тот или иной материал. Делала пометки в блокноте. Обычно я составляла подробный план материала, чтобы не упустить какую-то важную деталь.
Важная черта для журналиста - умение слушать людей, проявлять искреннюю заинтересованность к судьбе героя. И тогда человек может раскрыться совершенно с другой стороны.
- Были в вашей журналистской судьбе такие темы, которые, что называется, брали за душу?
- С болью в 1993 году писала я материал «Беззащитные защитники Отечества» о гибели наших солдат на острове Русский, в том числе парня из нашего города, 19-летнего Станислава Стаценко. А в 2000 году беседовала с нашим земляком Игорем Сауковым, который воевал в Чечне и после боя босиком по снегу в горах пробирался к своим. Материал назывался «Сибирский характер».
- Как вы считаете, сохраняется ли сегодня доверие к печатному слову?
- Сложно сказать. Но еще лет двадцать-тридцать назад доверие было огромным. В редакцию приходило много писем. Поступали звонки. Я как раз занималась разбором жалоб. Обращения были самые разные: кому-то ремонт некачественно сделали, к кому-то грубо отнеслись. Почему-то люди за помощью обращались в редакцию, а не в другие инстанции.
- Говорят, что в среде журналистов есть синдром эмоционального выгорания…У вас лично не возникало желания сменить профессию?
- Это профессия, в которой не бывает скучно. Каждый день ты с кем-то общаешься, у кого-то берешь интервью, о ком-то пишешь, все это увлекает. Думаю, пока ты сохраняешь интерес к жизни, темы и идеи появляются постоянно. Когда глаза горят, сложно представить, что это может надоесть.
- Позади остались напряженные будни, когда с ручкой и диктофоном нужно было добывать информацию. Что вам интересно сегодня?
- Одно из моих увлечений – путешествия. Мне нравится быть в дороге. Это непередаваемые ощущения – ехать в поезде под стук колес, забыв обо всех проблемах и делах. Минувшим летом ездила в Санкт-Петербург и Крым. В советское время каждый год отправлялась куда-нибудь в отпуск.
- Сегодня, оглядываясь назад, можете сказать, какая она, профессия журналиста?
- Думаю, это сложная профессия. Она забирает много сил и внутренней энергии. Ты ответственен перед читателями, перед тем, у кого берешь интервью, перед собой. Если допустил ошибку, ее видят все. Потому что из готового текста слов не вычеркнешь, «рукописи не горят».
- Ваши пожелания коллегам в честь Дня российской печати?
- Желаю коллегам-журналистам острого пера, внимательного взгляда на события. Самое важное - сохранять интерес к жизни, к людям, стремиться написать информацию так, чтобы она увлекла читателя. И эмоционального отношения к материалам.
Фото из личного архива В. Ф. Мелинг.