Журналисты края большое внимание уделяют освещению Года экологии в крае.
ЗАКАЗНИК
Не первый год на территории нашего края проводится акция «Спасем косулю». Не исключение и Каменский район. Хотя, как говорит егерь особо охраняемой природной территории — Корниловского заказника, Николай Миронов, подкормку животных они начинают в самом начале зимы, задолго до объявления акции.
«В специальные кормушки на подкормочных площадках раскладываем зерноотходы, соль, развешиваем заготовленные заранее березовые и осиновые веники. Позже подвозим и раскладываем сено. Чтобы животным было легче передвигаться, в том числе и к местам подкормки, договариваемся в лесхозе или с фермерами, чтобы трактором расчищать снег. В этом году очень сложная зима. Снега много. Поэтому животным нужно помогать. С декабря прошлого года разложены полторы тонны зерна, сто веников, две тонны сена. Это на деньги, выделенные для заказника «Алтайприродой».
Кроме того, помогают фермеры. Сегодня мы с вами не сможем проехать к местам подкормки косуль, т. к. дороги туда нет. «Били» «Кировцем», но так и не пробились, только трактор «утопили», кое-как потом высвободили его», — рассказывает Николай Алексеевич.
В Корниловский заказник с егерем мы отправляемся не в первый раз. В феврале 2013 г. в нашей газете был материал, посвященный особо охраняемой природной территории, находящейся в Каменском районе. Напомним, что общая площадь заказника 18 тыс. га, из которых 8 тыс. га—это лес, а 10 тыс. га — луга и водно-болотные угодья, в т. ч. знаменитые телеутские озера. Мы же вновь едем в Корниловский бор. Вечереет.
ПО ГЛАВНОЙ ПРОСЕКЕ
В бору четыре просеки. Сейчас проехать можно только по одной—по главной. За рулем УАЗика-«таблетки» егерь Каменского охотобщества и водитель-ас—Вячеслав Грицак. Дорога непростая. Ходят по ней лесхозовские тракторы да ГАЗ-66. Поэтому для нашего авто путь по просеке больше похож на преодоление полосы препятствий. Машину кидает по сторонам так, что удержаться на сиденье требуется немало усилий. Водитель давит педаль газа в пол и мы проскакиваем очередной перемет.
Сейчас всем животным тяжело. В поисках пропитания подходят ближе к населенным пунктам. Недавно три кабана в Корнилово заходили—погуляли по деревне и вернулись в лес. Еще один три дня на одном из подворий местных жителей жил—тюки с сеном облюбовал и квартировал».
Далее мы шли совсем тихо, без разговоров, стараясь не производить лишних звуков. Егерь указал на свежий след — скорее всего, здесь совсем недавно прошла крупная самка с кабанятами. Подойдя к подкормочной площадке, где был разложен сенаж, мы остановились и замерли. Не дождавшись животных, егери высыпали привезенные с собой зерноотходы и предложили нам проследовать дальше, к следующей площадке. Здесь, как и на первой, сенаж, вернее, его остатки, были перерыты. Значит, «гости» захаживают. Отходим в сторонку и вновь замираем.
КАБАНЫ
Видим, как по натоптанной рядом тропе движется молодой кабанчик. Нисколечко не страшный, даже милый. Что нас выдало, не знаем, но зверь, не дойдя до площадки, развернулся и убежал. Однако фотокору удалось сделать снимок. Но, как говорят, «аппетит приходит во время еды». Одного снимка мало, хочется большего и мы остаемся в засаде. Ждем долго. Вдруг Николай Миронов прикладывает палец к губам, давая знак—«тише» и показывает рукой в сторону, на бугор. Переводим взгляды—вот так удача! Целое стадо кабанов движется по тропе. Беззвучно считаем—один, два, три.., двенадцать, тринадцать, четырнадцать. Фотокор судорожно щелкает затвором фотокамеры.
Журналистский азарт брал свое — хотелось увидеть животных непосредственно за приемом пищи. Однако егери умерили наш пыл: «Все, хватит, пора домой. Кабанам надо успокоиться. К подкормочной площадке они вернутся теперь нескоро—ближе к ночи».
На обратном пути нам удалось увидеть еще и косулю. Николай Миронов выразил удивление: «Надо же, идет по кабаньей тропе. Обычно косули кабанов сторонятся. Но бескормица и глубокий снег заставляют менять привычки». Косуля, оттолкнувшись от натоптанной поверхности, буквально в четыре прыжка скрылась из глаз. Исхудавшей, изможденной она не выглядела. Значит, не зря люди стараются подкармливать зверей, которым продержаться остается меньше месяца. А там проталины пойдут, где косули, кабаны и другие животные уже без помощи человека смогут добывать себе пропитание.
Надежда СПЕСИВЦЕВА. Фото Дмитрия ПРОСКУРИНА.