Количество зарегистрированных пользователей портала госуслуг в Алтайском крае превысило 800 тыс. человек
Максим Викторович, все мы знаем, что согласно майскому Указу Президента России в 2018 году доля жителей края, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, должна составлять не менее 70%. Какие организационные, технические мероприятия в связи с этим проводятся и запланированы?
- Действительно, обозначенная в указе задача является непростой. И работа по ее исполнению ведется по целому ряду различных направлений.
Так, например, постоянно расширяется перечень услуг, которые можно получить в электронной форме. Эти услуги становятся удобными для гражданина.
Органами исполнительной власти края дорабатываются ведомственные информационные системы, создаются мобильные приложения, позволяющие обратиться в орган власти электронно.
В крае постоянно увеличивается количество центров обслуживания, в которых граждане могут подтвердить свою личность для регистрации на Едином портале государственных и муниципальных услуг. Сейчас их в регионе более 400. Они открыты на базе органов власти регионального и федерального уровня, на базе МФЦ. Еще в 2012 году в крае действовал единственный такой центр обслуживания, открытый на базе ПАО «Ростелеком».
Ну и, конечно, ведется масштабная работа по продвижению электронной формы предоставления услуг. Дело в том, что многие граждане, особенно в сельской местности, не знают о том, что такое электронная услуга, какие преимущества дает электронное обращение, какие действия нужно предпринять для регистрации на Едином портале.
Все необходимые разъяснения размещаются в СМИ, на официальных сайтах органов власти.
В МФЦ работают общедоступные компьютеры с доступом на Единый портал. Специалисты МФЦ оказывают всю необходимую помощь по регистрации на портале, консультируют о порядке получения услуг.
В этом году мы также запланировали большую работу со школьниками и студентами. Так, в школах пройдут уроки, посвященные электронным услугам. Будет организован конкурс, в рамках которого школьники и студенты должны будут зарегистрироваться на портале сами, заинтересовать и привлечь на портал своих друзей, родных. Такие конкурсы уже прошли в ряде других регионов, дали свои положительные результаты.
Вы совершенно верно отметили, что многие граждане не пользуются порталом госуслуг из-за отсутствия у них понимания преимуществ, которые дает электронный вариант обращения в орган гос. власти. Расскажите, сколько жителей края уже сейчас пользуются услугами в электронном виде? В чем отличие электронного обращения от традиционного варианта подачи заявления?
- По официальным данным Росстата по итогам прошедшего года доля жителей Алтайского края, воспользовавшихся информационно-телекоммуникационными технологиями при получении государственных и муниципальных услуг, составила 31,1 %. Доля жителей края, зарегистрированных на Едином портале, по состоянию на 03.08.2017 составила 41,3 %.
Количество пользователей Единого портала государственных услуг, безусловно, будет расти. Очевидными преимуществами получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде являются: повышение качества и доступности услуг, уменьшение издержек заявителей, сокращение временных затрат, ликвидация бюрократических проволочек, снижение коррупционных рисков и административных барьеров.
Главное же достоинство электронных услуг, на мой взгляд, в том, что заявление можно отправить в любое удобное для гражданина время. Существует множество технических устройств, позволяющих получить доступ к Единому порталу, из которых заявитель выбирает наиболее удобную. Для этого могут использоваться домашний или рабочий компьютер, планшет, мобильный телефон, точки коллективного доступа (инфоматы, инфокиоски). Особой популярностью у граждан пользуется мобильное приложение «Госуслуги», доступное на сайте m.gosuslugi.ru для всех мобильных устройств, работающих на операционных системах iOS, Windows Phone и Android.
До подачи заявления на получение услуги на Портале госуслуг можно ознакомиться с порядком обращения, составом необходимого пакета документов, уточнить сроки предоставления услуги, а также режим работы органа, ее предоставляющего. После подачи, в случае, если заявителем допущена какая-либо неточность в документах, можно ее исправить, дослав, в соответствии с полученным ответом от органа власти, необходимые материалы. Для ряда услуг (например, регистрация брака, оформление и выдача заграничных паспортов и др.) можно выбрать удобное время получения результата оказания услуги.
Немаловажным преимуществом предоставления услуг в электронном виде через Единый портал является возможность заявителя самостоятельно контролировать ход исполнения запроса, направлять письменные вопросы на любом этапе предоставления услуги, высказывать мнение о качестве ее предоставления. С результатами рассмотрения запроса можно ознакомиться в «Личном кабинете». В случае отказа на каком-нибудь этапе проверки запроса его статус будет изменен, а в дополнительной информации будет указана причина отказа.
Сколько видов услуг могут получить жители края в электронной форме, какие наиболее востребованы среди населения?
- На Едином портале сегодня доступно более 350 федеральных услуг, 69 услуг, предоставляемых краевыми ведомствами, 43 муниципальные услуги. Портал также позволяет жителям края обращаться за услугами органов власти других регионов страны по принципу экстерриториальности.
Перечень электронных услуг постоянно расширяется. Так, с начала текущего года для пользователей портала госуслуг добавилось порядка 30 федеральных услуг, которые могут оказываться в электронном виде. В частности, услуги ПФР - установление страховых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, МВД - выдача разрешения на хранение оружия и (или) патронов; осуществление миграционного учета в Российской Федерации и другие.
Что касается востребованности, то наиболее популярными электронными услугами федеральных ведомств традиционно являются услуги МВД, ПФР, ФНС.
Самыми востребованными услугами краевых ведомств стали: получение мер социальной поддержки на оплату коммунальных услуг; назначение и выплата ежемесячного пособия на ребенка; назначение ежемесячной денежной выплаты ветеранам труда, труженикам тыла и жертвам политических репрессий; услуги в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.
Расскажите о развитии портала госуслуг. Какие новые сервисы он предлагает?
- Действительно, портал постоянно совершенствуется, предоставляя своим пользователям новые возможности. Так, например, граждане, зарегистрированные на gosuslugi.ru, могут автоматически получать уведомления (SMS-сообщения, электронная почта PUSH-уведомления) о неоплаченных штрафах и задолженностях (без набора вручную) и оплачивать их на gosuslugi.ru.
Также, с 1 января текущего года, при заказе на портале платных услуг заявителям предоставляется 30-процентная скидка на оплату госпошлины за их предоставление. К примеру, госпошлина за выдачу свидетельства о регистрации ТС составляет 350 руб. вместо 500 руб; госпошлина за замену водительского удостоверения составляет 1,4 тыс. руб. вместо 2 тыс. руб.
Пока возможность электронной оплаты на портале госуслуг реализована только в отношении федеральных услуг, однако перечень услуг с возможностью оплаты госпошлины через портал расширяется. И уже в будущем году данная возможность будет реализована и в отношении отдельных услуг, предоставляемых краевыми органами исполнительной власти.