Один век - десять образов
Накануне юбилея мы решили перелистать страницы истории, воплотив в фотографиях 10 образов ушедшей эпохи. Автором проекта стала Наталья Новикова, маркетолог «Алтайской правды», за несколько месяцев ей удалось создать творческую группу, которая помогла сотрудникам редакции на миг превратиться в красноармейцев, дворян, советских женщин, хиппи, новых русских, офисных служащих.
Редакция выражает благодарность за сотрудничество студийному фотографу Марине Аксеновой, стилисту Елене Калошиной, каретных дел мастеру Виктору Лакизину, коллективу сотрудников музея «Мир времени», Алтайскому государственному краеведческому музею, Молодежному театру Алтая им. В.С. Золотухина, арт-отелю «Москвич». – Работа продолжалась в течение полугода. В итоге удалось воплотить характерные образы каждого из десятилетий XX века, акцентируя те черты стиля и настроения, которыми была пропитана ушедшая эпоха, – говорит Наталья Новикова.
Проект воплощали в жизнь 17 сотрудников редакции газеты «Алтайская правда», которые благодаря участию в креативном деле смогли по-новому раскрыться для себя и наших читателей. Татьяна Волошенко, менеджер отдела подписки и распространения газеты, воплотила образ представительницы дворянства начала XX века. С фотографии на нас смотрит романтичная, восторженная особа, любительница переводных дамских романов, мечтающая о принце на белом коне. Образ ей удивительно идет – нашу Татьяну, хрупкую девушку, словно сошедшую со страниц тургеневских романов, мы никогда не видели раздражённой или унылой, она каждый день встречает всех улыбкой и радостным приветствием. Да и читатели не раз в этом убеждались на Днях подписки газеты, когда отдел распространения выезжал в города и районы края.
Светлана Яковлева, шеф-редактор информационного портала, и Влад Тадышев, технический редактор информационного портала, удачно вписались в образы революционеров. На них ладно сидели гимнастерки и галифе. Пока стилист колдовала над гримом, они отрабатывали жесты и мимику того времени, отпечатавшиеся в сознании от просмотра популярных фильмов о революции. Строгий взгляд, резко очерченный контур лица, жестикуляция гегемонов пролетариата словно передались с генетической памятью предков и раскрылись в нужный момент. – Так случилось, что революция перевернула с ног на голову судьбы нашей семьи. Я не помню своих прабабушек и прадедушек, они слишком рано умерли. Но мама рассказывала, что родственников по ее линии сослали из центральной части России в Сибирь. Прабабушка родилась в многодетной семье зажиточных крестьян, во время ссылки из 12 братьев и сестер выжило всего трое, включая ее саму. Тяжело приспособиться к новой жизни на «голой кочке», было холодно и голодно. Но, несмотря на это, бабушка и дедушка свято верили в идеи советской эпохи. Жаль, что не сохранилось подробностей родословной моих предков, они не слишком распространялись о своей биографии. Когда я примеряла костюмы грозового времени, сразу вжилась в роль. Думаю, что моя героиня была образованной женщиной среднего сословия, которая пожертвовала интересами семьи и бросилась в пучину революционных событий, – поделилась с нами Светлана Яковлева.
Образ советских женщин 1940-х воплотили Наталья Новикова и менеджер отдела рекламы и продвижения Лариса Воцкая. – Когда мы обдумывали композицию этого кадра, решили, что наши героини – женщины, которые ждут своих мужей с фронта, сидят за столом, тихо поют: «Бьется в тесной печурке огонь…» – и вспоминают, как счастливы они когда-то были. Великая Отечественная война навсегда связана в памяти с историей моих прадедушек и прабабушек. Прадеды погибли на войне в 1941-м, а их жены остались в тылу с маленькими детишками на руках, им многое пришлось пережить, но они не зачерствели душой, и когда поволжских немцев сослали к ним в село, расположенное в Новосибирской области, они их подкармливали, давали кров. XX век был не только трагическим, но и эпатажным. Елену Торгунакову, начальника отдела верстки и дизайна, запечатлели в образе поэтессы-«шестидесятницы». Мы привыкли видеть Елену за компьютером сосредоточенно верстающей очередную полосу «Алтайки», строящей графики, создающей коллажи к аналитическим материалам и даже не предполагали, что ей так пойдет утонченный образ властительницы дум советской молодежи – а-ля Ахмадулина.
Когда мы увидели в коридоре редакции спешащую на съемку дизайнера-верстальщика газеты Ольгу Тарасову в кожанке с железными заклепками и с ирокезом на голове, сразу стали с ней фотографироваться, поскольку такое зрелище не каждый день случается. Интересно, что за рулем «железного коня» она смотрелась так же естественно, как и за своим компьютером. – Когда мы поехали на съемку в Бельмесево, я прихватила, как всегда, свой фотоаппарат. Мне сказали, там удачный интерьер – настоящий замок с башенками. Но когда я поняла, что попала в мастерскую того самого Виктора Лакизина, о котором много читала в Интернете, так обрадовалась! Я очень люблю снимать технику, а он ее создает сам. Я перефотографировала все модели у него в мастерской, и, когда сама стала позировать, от меня не могли добиться, чтобы я оставалась в кадре серьезной. Улыбка не сходила с лица, потому что сбылась давняя мечта, – говорит Ольга. Шеф-редактор газеты Олег Купчинский и менеджер отдела рекламы Алина Тарасова представили эпоху 90-х. Малиновые пиджаки у мужчин, лосины кислотных цветов, куча бижутерии и «боевой раскрас» у женщин. А что знают сами модели о своих прототипах? – Мне пришлось вживаться в роль нового русского. Я отлично помню прототипов: скороспелых банкиров, криминальных авторитетов, бандюганов в меховых кепках и тренировочных костюмах… Смутное было время, простым людям приходилось не просто. Цены скакали, деньги обесценивались, но иногда даже везло. Помню, как в 1993 году мы построили кооперативную квартиру общей стоимостью 100 тысяч рублей. А через два года зарплату начали выдавать в миллионах, и мы с легкостью выплатили пай, – отметил Олег Геннадьевич.
Алина Тарасова родилась в 1990 году, и у нее воспоминания об этом десятилетии самые радужные: – В 1999 году мне посчастливилось побывать на Кремлевской елке. Дядя работал в Москве, и ему дали пригласительные. Мама где-то достала мне красное бархатное платье с накладными розами, и я чувствовала себя в нем настоящей принцессой.
И, наконец, 2000-е. «Тебе повезло, ты не такой, как все, ты работаешь в офисе», – вспоминается строчка из некогда популярной песенки. Наших современников сыграли Дарья Кобец, начальник отдела правового и кадрового обеспечения, и Вадим Кулешов, редактор отдела общественно-политической жизни. – Меньше всего я мечтал быть офисным служащим, – смеется Вадим Кулешов. – Я не представляю жизни журналиста без командировок, ярких встреч, удивительных событий. Только так можно добыть хороший материал, за который читатели скажут тебе спасибо. К сожалению, газетные строки могут вместить не всю информацию, которую я получила от сотрудников газеты, многое осталось, как говорится, за кадром. Но ничего, закончился наш проект, но не закончились идеи, которыми мы удивим и порадуем наших читателей в следующем, 2018 году.