Губернатор Александр Карлин обратился с бюджетным посланием к депутатам Алтайского краевого Законодательного Собрания
«Этот документ является результатом совместного труда всех ветвей власти, бизнеса, гражданского общества, населения Алтайского края. Текст этого правового документа - результат согласованных, системных действий в реальном секторе экономики, в социальной сфере, в бюджетном процессе, которые позволяют сегодня говорить, что мы на ваше голосование выносим один из самых устойчивых, самых сбалансированных финансовых документов региона за последнее десятилетие.
Президент нашей страны Владимир Путин очень требовательно относится к качеству управления государственными финансами и на федеральном, и на региональном уровне. Менее суток назад он квалифицировал экономическую ситуацию в стране как доказательный выход из рецессии, обусловленной рядом макроэкономических и внешнеполитических факторов. Документ, находящийся в ваших рабочих папках, сегодня отражает те же тенденции, только в формате Алтайского края, с теми оговорками, что тенденции к выходу из кризисного состояния в нашем регионе определились несколько ранее, чем в общефедеральном масштабе. Это обусловлено целым рядом обстоятельств, в том числе грамотной, взвешенной бюджетной политикой, проводимой в нашем регионе, - считает Александр Карлин. - Я хотел бы, чтобы вы донесли содержание этого документа до ваших избирателей, чтобы в своей работе при решении многих вопросов отталкивались от содержания этого документа, имея в виду его потенциал и реалистически относясь к возможностям бюджета. Необходимо понимать, что бюджет у нас остается напряженным, он спланирован с дефицитом, стимулирующим нас более рационально относиться к вопросам расходования бюджетных средств».
Глава региона сообщил, что консолидированный бюджет Алтайского края на 2018 год впервые планируется свыше 100 миллиардов рублей - доходы составят 107 миллиардов рублей, на 13 миллиардов рублей, или на 14%, выше первоначального бюджета на 2017 год и в 3,7 раза выше 2005 года.
Рост доходов во многом обеспечивается увеличением налогового потенциала края, повышением собираемости налоговых и неналоговых доходов: если в 2005 году в бюджет поступило 13,9 миллиарда рублей собственных доходов, то в 2016 году - 66,5 миллиарда - в 4,8 раза больше. К сравнению: по всем субъектам Российской Федерации динамика за этот же период составила 3,3 раза. В 2005 году доля собственных доходов в бюджете края составляла 47%, в 2016 году - 67%. «Иными словами, темп роста собственных доходов в крае превышает среднероссийские показатели в 1,5 раза. Произошли очень значимые структурные изменения доходной части бюджета, которые определяют его устойчивость и меньшую зависимость от помощи федерального центра, но эта зависимость сохраняется по всем известным причинам. Это заставляет всех нас - и исполнительную власть, и наших представителей в федеральном парламенте - искать и находить алгоритмы рабочего и позитивного взаимодействия с федеральным парламентом, федеральными министерствами и ведомствам для того, чтобы Алтайский край более достойно интегрировался в государственную политику, которую реализует Президент нашей страны Владимир Путин. Для того чтобы мы по-максимуму, своевременно получали необходимые бюджетные преференции и помощь», - сказал Александр Карлин.
По словам главы региона, исполнение по собственным доходам в 2017 году ожидается в размере 66 миллиардов рублей. В сопоставимых условиях собственные доходы выросли на 5% к 2016 году, что соответствует темпам роста экономики в текущем году. Изменение нормативов зачисления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет и его перераспределение между регионами благоприятно сказалось на увеличении финансовой помощи Алтайскому краю.
«В крае проводится ответственная бюджетная политика, взвешенная долговая политика, что позволяет обеспечивать стабильность и устойчивость бюджетной системы края, является существенным фактором, учитываемым при распределении федеральной финансовой помощи», - подчеркнул глава региона.
По итогам 2017 года объем федеральной поддержки составит 36 миллиардов рублей, а на 2018 год запланировано 42,4 миллиарда рублей, на 9,5 миллиарда (на 29%) выше первоначального плана 2017 года.
В структуре финансовой помощи из федерального бюджета наиболее крупным источником является дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности из федерального бюджета, она значительно увеличена: в 2017 году она составляла 22,6 миллиарда рублей (на 33% выше 2016 года, в среднем по субъектам РФ - на 19%), а на 2018 год - уже 27,1 миллиарда рублей (на 4,5 миллиарда рублей, или на 20% выше 2017 года, в среднем по регионам России - на 5%).
В 2016 году была проведена инвентаризация мер социальной поддержки, усилен ее адресный характер, произведена корректировка регионального законодательства. Алтайский край находится на первом месте среди регионов СФО как по количеству льготников, так и по абсолютным размерам предоставляемых мер социальной поддержки: только ветеранов труда в Алтайском крае - 265 тысяч человек (Красноярский край и Новосибирская область - по 177 тысяч человек).
«В течение ряда лет в крае активно проводились мероприятия по реструктуризации бюджетного сектора. Задача реструктуризации - оказание бюджетных услуг надлежащего качества, соответствующих отраслевым стандартам, с учетом сохранения объема выделяемых средств на оказание услуг, а не на административный персонал, и эту политику мы будем продолжать дальше. Оптимизация не преследует цель сокращения расходов на ту или иную социальную сферу», - подчеркнул Александр Карлин.
В 2017 году было принято беспрецедентное решение о выделении муниципальным образованиям края 2,7 миллиарда рублей на погашение кредиторской задолженности и муниципального долга, в результате будет полностью погашена задолженность по взносам в государственные внебюджетные фонды, по налогам муниципальных учреждений в бюджеты всех уровней, по коммерческим кредитам перед банками.
Глава региона особо подчеркнул, что в первом квартале 2018 года после проведения всех расчетов задолженности местных бюджетов перед коммерческими банками не будет. «Мы полностью выводим бюджетную сферу Алтайского края, не только региональную, но и муниципальную, из-под зависимости от коммерческих банков. Ни одного рубля в 2018 году не будет потрачено муниципалитетами для обслуживания долгов в коммерческих банках», - сообщил Губернатор. За 2016 год эти расходы составили 185 миллионов рублей, на 2017 год в местных бюджетах было предусмотрено 162 миллиона рублей.
Всего дополнительная финансовая помощь местным бюджетам в 2017 году составит 3,4 миллиарда рублей.
Ответственная бюджетная политика Правительства Алтайского края была отмечена руководством страны и лично Президентом Владимиром Путиным. По решению Президента РФ и Правительства РФ в 2018 году из федерального бюджета краю будет предоставлена дополнительная поддержка - 4,2 миллиарда рублей на обеспечение сбалансированности бюджета региона, что обеспечит еще большую его устойчивость.
Взвешенная бюджетная и долговая политика, увеличение федеральной поддержки позволили войти в 2018 финансовый год с новым качественным состоянием бюджета края, в том числе и местных бюджетов: запланировать увеличение заработной платы в бюджетной сфере в целом по краю на 10%, значительно увеличить капитальные вложения, оказать более существенную поддержку муниципальным бюджетам.
Основным приоритетом бюджета Алтайского края на 2018 год, как и предыдущие годы, является безусловное исполнение всех социальных обязательств перед жителями региона. Расходы на социальные выплаты населению составят 19,3 миллиарда рублей, взнос в бюджет ТФОМС за неработающее население - 11,7 миллиарда рублей - вместе это третья часть расходов краевого бюджета. «Такую социальную нагрузку несут далеко не все регионы России. В этой связи прошу вас, уважаемые коллеги, уделять особое внимание выведению из тени той части нашего населения, которая занимается трудовой деятельностью, но не включена в механизм социального пенсионного страхования, работодателей, которые не платят взносы в социальные фонды», - сказал Александр Карлин.
В полном объеме предусмотрены средства на реализацию мер социальной поддержки: сохранены все меры и выплаты, а по отдельным категориям предусмотрена индексация. Так, сельским педагогам, работающим и проживающим в сельской местности, будет проиндексирована компенсация на оплату жилого помещения, отопления и освещения не ниже темпов инфляции, увеличена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В краевом бюджете на 2018 год значительно увеличены средства на капитальные вложения. Бюджетные ассигнования на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности Алтайского края и в объекты муниципальной собственности предусмотрены на 2018 год в сумме 6,2 миллиарда рублей, что на 2 миллиарда рублей больше, чем предусмотрено в первоначальном бюджете на 2017 год. В том числе на реализацию краевой адресной инвестиционной программы - 5,9 миллиарда рублей. Планируется осуществить строительство и капитальный ремонт объектов социальной инфраструктуры, строительство и реконструкцию объектов инженерной инфраструктуры (тепло- и водоснабжения). «Иными словами, объем интенсивности инвестиционной бюджетной деятельности в следующем году возвращается к докризисным параметрам. Кроме того, средств на создание новых объектов образования, здравоохранения, культуры, спорта, социальной зашиты, развитие инфраструктуры региона будет направлено несколько больше, чем это было в докризисный период», - пояснил глава региона.
Территориальный дорожный фонд составит 7,6 миллиарда рублей (112% к 2017 году). «Это новые дороги, реконструкция и ремонт действующих магистралей», - сказал Губернатор.
В краевом бюджете на 2018 год значительно увеличен объем финансовой помощи местным бюджетам. Он составит 23,6 миллиарда рублей. Так, субвенция на общее образование составит 10,1 миллиарда рублей (111%), субвенция на дошкольное образование - 2,8 миллиарда рублей (123%). В целом объем местных бюджетов на 2018 год увеличится на 16% к первоначальному объему 2017 года, в том числе на выполнение местных полномочий - на 19%. Губернатор напомнил, что доля муниципальных образований в консолидированном бюджете края - ¼, тогда как в среднем по Сибири это 20%, а по стране - 15%.
«Необходимо обеспечить современное качество управления бюджетами, надлежащее качество оказываемых бюджетных услуг, работать без кредиторской задолженности, не брать кредиты в банках, не загонять себя в кредитную кабалу», - считает Александр Карлин.
Сегодня на сессии фракция «Единая Россия» предложила меры актуализации налогового законодательства края, предусматривающие улучшение предпринимательского климата региона и повышение его инвестиционной привлекательности.
Речь идет о снижении ставок налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, для отдельных категорий налогоплательщиков, осуществляющих свою деятельность в приоритетных для региона направлениях, дальнейшее развитие патентной системы налогообложения на территории Алтайского края, что позволит повысить ее привлекательность. «При этом мы не увеличиваем налоговую нагрузку, напротив, ее оптимизируем и сокращаем. Качественная организация этих протекционистских мер на региональном уровне позволит активизировать экономическую деятельность и в перспективе увеличить поступление доходов в бюджет», - считает Александр Карлин.
На 2018 год значительно увеличен бюджет ТФОМС - его размер в 2018 году составит 29,4 миллиарда рублей (21% к 2017 году). Увеличение предусмотрено, в том числе, на повышение заработной платы медицинских работников, увеличение всех остальных расходов (медикаменты, расходные материалы, питание, коммунальные и другие услуги). «Мы в течение ближайших месяцев должны выйти из недостойной ситуации, обусловленной наличием кредиторской задолженности в некоторых медицинских учреждениях. Необходимо принять оперативные серьезные меры и вывести работу наших медучреждений в нормальный режим», - сказал Губернатор.
«Голосование за тот или иной документ в региональном парламенте - это тема политической и личной ответственности каждого депутата. Я прошу вас, чтобы сегодня, принимая решение по бюджету, вы стремились не только демонстрировать те или иные политические позы, ссылаться на те или иные приоритеты, которые реализует та или иная партия на федеральном уровне. Я думаю, позицию каждого из вас должны определить знание нашего региона, глубокое знание принимаемого сегодня документа. Принятие бюджета на следующую трехлетку не ставит точку в бюджетном процессе. Это старт очень серьезного и значимого этапа реального исполнения бюджета. Я прошу всех вас, вне зависимости от фракционной принадлежности, уделять этим вопросам первоочередное внимание. Практика показывает, что увеличение параметров бюджета, к сожалению, провоцирует определенную часть наших управленцев на расточительство, на вольности при расходовании бюджетных средств. Избежать этих негативных фактов можно с помощью механизмов депутатского контроля. Я надеюсь, что принятие и реализация бюджета Алтайского края на 2018 год и последующие 2019 - 2020 годы выведет на новый качественный уровень работу всех органов власти Алтайского края по социально-экономическому развитию нашего региона в интересах наших жителей. Уверен в эффективности и созидательности этой работы», - подчеркнул Александр Карлин.