ИНФОРУМ в Барнауле: "Фальш и неискренность видно сразу"
Всеволод Пуля – главный редактор портала Russia Beyond, который рассказывает о России иностранцам. Также Всеволод – один из создателей агентства Media Toolbox: оно работает с редакциями СМИ, помогает перестроить работу и встать на «интернет-рельсы». И это еще не всё: спикер редактирует журнал «Журналист» и иногда ведет небольшой спецкурс на журфаке МГУ. «Я побывал в разных регионах России, общался с разными редакциями. Могу сказать, что проблемы у российских СМИ очень похожие».
В качестве примера Всеволод Пуля привел историю известного медиаменеджера Руперта Мердека. Когда айпэд только появился, Мердек создал издание-приложение для этого гаджета, The Daily. Проект был очень дорогим и какое-то время даже популярным, но его аудитория была очень ограниченной. В итоге проект закрылся: « Это был «Титаник» цифровой индустрии: очень дорогой и амбициозный проект, который быстро затонул – сравнивает Всеволод. – История симптоматична для журналистики, потому что мы, журналисты, часто живем иллюзиями. Мы всегда ищем таблетку, волшебный порошок, который нужно только вылить на продукт – и всё получится само собой».
Но таких таблеток нет, а пространство действий для журналистов сжимается. Многие компании, организации открывают свои медиа, и им уже не нужно покупать рекламу в СМИ.
Всеволод Пуля выделил несколько аспектов, без учёта которых современный журналист не может быть успешен:
1. Теперь журналисту не достаточно делать свою работу просто хорошо. Журналистские продукты конкурируют со всеми медиапродуктами, за которые люди платят своим вниманием. Есть много устройств, много развлечений, но количество часов – одно и то же. «Кажется, что можно сложить лапки, свернуться клубочком и умереть. Но это не так. Проблема журналистов в том, что мы не осознаем проблему. А осознание – первый шаг к исправлению. Если мы будем использовать приёмы развлекательных медиа, крутых дизайнеров, наш продукт будет конкурентоспособным» - уверен журналист.
Но, если результат есть, это не значит, что пора остановиться. Девиз журналистики такой: единственная константа – постоянные изменения и эксперименты.
2. Аудитория изменилась, её особенности обнажились
Интернет показал, насколько мало людей дочитывают длинные тексты – современное поколение обладает клиповым мышлением. Однако многие журналисты упорно продолжают писать тяжелые тексты-кирпичи. Также сейчас пользователи выплёскивают все эмоции в соцсети. Поэтому СМИ, которые в своих текстах отстраняются, не сопереживают, кажутся в соцсетях «атавизмом».
Очень важно, что читатели теперь не запоминают определённые медиа. Поэтому каждому изданию нужно сформулировать свою «миссию», найти то, что его отличает.
3. Текст – не главная единица контента
Новая единица материала – это видео. «Мы часто тратим слишком много времени на тексты, которые никто не читает» - считает Всеволод. Нужно внимательно анализировать темы и выбирать наиболее подходящий формат, а от многих тем лучше вообще отказаться. Усилия стоит бросать туда, где будет больше результата.
4. Чересчур высокий или сухой стиль языка больше не работает
Это фальшь и неискренность, и в интернете её сразу видно. Сейчас нет смысла дистанцироваться от аудитории, стараться быть выше неё: благодаря сети мы все наравне друг с другом
5. Платформы диктуют свои условия
Разным платформам нужны разные виды контента: «Фейсбуку», «ВКонтакте», сайту. Журналист поясняет: «Мы часто не хотим понять их задачу, различия форматов. Группа в соцсети - это свалка ссылок на сайт, а оно так не работает».
6. Потребность в социальном программировании
Сейчас, когда уровень информационного шума очень велик, часто человек не может в нём сориентироваться. «Объяснить, как жить, сформировать мнение о чём-то – теперь эта задача лежит на журналистах. Редакция должна стать для читателя старшим братом или наставником» - говорит Всеволод.